Ви є тут

Молодая семья в современной России : Проблемы и тенденции развития

Автор: 
Тырнова Наталья Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275624
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического
исследования семьи как социального института. 12
§1. Эволюция научных концепций изучения семьи как социального 12
института и социальной группы.
§2. Трансформация института семьи в современном обществе: функции и структуры.
39
Глава 2. Проблемы российской молодой семьи и роль региональной
семейной политики в их решении. 72
§1. Молодая семья современного российского общества: состояние, тенденции и факторы развития. 72
§2. Региональная семейная политика как фактор развития молодой семьи (на примере Астраханской области). 92
Заключение. 116
Библиография. 122
Приложения 1. 135
Приложение 2. 143
Приложение 3. 147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семья занимает приоритетное место в иерархии жизненно важных ценностей человека, констатируют социологи. По опросам ВЦИОМ - 83% мужчин и женщин считают семыо высшей ценностью для себя. Современная семья переживает сложный период своего развития. Трансформация общественных отношений привела к существенным изменениям потребностей людей в исполнении ими социальных функций и ролей членов семьи в аспекте тех традиций, которые были исторически обусловлены и складывались на протяжении длительного социального времени. Выполняя функцию высшей социальной защиты, семья будет востребована обществом неограниченно длительное время.
Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Брачно-семейные отношения в современной России претерпевают глубокие перемены, далеко не всегда способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности. Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности. • В России насчитывается 40 миллионов семей. Молодые семьи составляют более 17% от общего числа семей. В процессе воспроизводства населения молодая семья играет определяющую роль, 3/4 общего числа детей в стране рождаются у родителей моложе 30 лет.
Однако уровень рождаемости в 1,5-2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. По этому показателю Россия занимает одно из последних мест в мире.
По оценкам специалистов, если не принять кардинальных мер по повышению рождаемости, численность населения к 2040 году сократится в 2
13
воспроизводящая человека не только биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом, так как еще не создан институт, способный заменить семью в её функции социализации и самоидентификации личности.
Для объяснения содержательной стороны социологических подходов о сути семейных изменений необходимо осветить наличие основных научных парадигм «трансформационной», утверждающей возникновение на обломках старой, традиционалистской семьи новых альтернативных семейных структур, «кризисной», предупреждающей о возможности исчезновения семейного образа жизни и необходимости в связи с этим укрепления семейных основ бытия, и «семьецентричной», рассматривающей семыо как ценность.
Каждая из этих точек зрения имеет свои истоки в античности, письменном наследии человечества. Уже во времена Платона и Аристотеля расхождение трактовок семьи не было итогом чистого философствования, а полемикой о будущем семьи, о путях изменения её устройства и функционирования.
«Кризисная» и «трансформационная» парадигмы исходят из стереотипа идеализированной семьи времен аграрного домохозяйства, но при этом «прогрессистская» парадигма провозглашает прогресс семьи, а «кризисная» - проявление системного кризиса общества в целом. Этим подходам противостоит семьецентристская социология, рассматривающая в качестве исходного элемента анализ семьи как ценности, а не индивида, группу, обладающую целостностью, холистическими свойствами, не сводимыми к сумме индивидов, составляющих эту группу.
В рамках рассмотрения вышеназванных парадигм к изучению семьи применяются такие социологические теории, как теория конфликта и структурный функционализм.
Конфликты семьи и брака можно рассматривать на макроуровне в рамках социальной системы в целом, где семья как институт представляет собой экзистенциальную часть всего социума. Семейные конфликты присущи семье как малой группе, и их целесообразно решать на микроуровне в контексте семейного цикла жизни, семейного поведения и межличностных отношений в семье. Конфликты между членами семьи могут разрешаться посредством упрочения семейного единства либо усугубления межличностной дезорганизации.
В классических теориях семейные изменения и конфликты оказываются следствием изменений общества и культуры, хотя в ряде концепций утверждается ведущая роль семьи в общественном развитии. К примеру, эволюционист Спенсер полагал, что переход к индустриальное™ наряду с прочими факторами обусловлен также и семейными изменениями.
В процессе исследования брачно-семейных отношений Г.Спенсср рассматривал семыо как наиболее устойчивый институт, составляющий ту основу, на которой формируются политические структуры, складываются и развиваются любые исторические общности (род, племя, народ). Таким образом, на первое место Г.Спенсер выдвигает сониализанионную функцию семьи, т. с. «семья как сфера и институт социализации индивидов служит хранительницей культурных традиций общества, ... она есть форма жизнедеятельности, в которой вырабатываются механизмы согласования взглядов индивидов, принадлежащих к разным поколениям, ... она есть та естественная среда, где постоянно встречается старое и новое, происходит соединение традиции и новаторства».1 В теории институционального кризиса семьи основное внимание уделено конфликтам между семьей и остальными социальными институтами (в истории - церковью, семьей и государством). Исходный момент теории состоит в утверждении ключевого положения семьи в обществе, в первоначально равном положении института
1 Кукушкина Е.И. Семья и семейные традиции современной глобалистики.// Вестник Московского Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2000, №1, с. 53.