Ви є тут

Ролевое моделирование социально-культурных процессов : На примере массовых игровых мероприятий

Автор: 
Роганов Николай Сергеевич
Тип роботи: 
На примере массовых игровых мероприятий
Рік: 
2005
Артикул:
192649
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
і
<
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию игры как социально-культурного процесса........................................13
§ 1. Социологическая сущность игры и ее социальные функции............13
§ 2 Теоретическое обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности игры и
культуры в обществе......................:............................44
§ 3 Игра как фактор социализации личности в обществе..................59
Глава 2. Исследование ролевой игры и ролевого движения (в аспекте достижения личностью социальных статусов и освоения социальных ролей)................................................................75
§ 1 Классификация ролевых игр и их участников как представителей различных
социальных статусов...................................................75
§ 2 Ролевые игры и их значение в формировании субкультуры определенных социальных групп в современном российском обществе....................98
Заключение..........................................................129
Список литературы
132
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. В последние несколько лет в социологической науке наблюдается постоянный рост интереса к феномену игры как одной из форм проявления социального бытия человека. Проблематика игры в истории мировой социальной мысли затрагивалась достаточно часто с античных времен и продолжает разрабатываться до сих пор в силу своей многогранности. Игра является одним из проявлений деятельности человека, причем наблюдаться элементы игровой деятельности могут в совершенно разных областях и в различных ситуациях. Уже давно установлено, что игра присуща не только детскому возрасту, поэтому термин «игра» используется иногда применительно к совершенно разным проявлениям сознания человека и его активной деятельности. Многие социальные мыслители интересовались природой игры, ее происхождением и связью игровой деятельности с другими ее видами.
В последние десятилетия двадцатого века понятие игры значительно расширилось в связи с повсеместным распространением игровой культуры в форме ролевого движения, которое приобретает сегодня все более широкие масштабы, превращаясь в особую субкультуру со своими отличительными особенностями. Ролевые игры уже давно не являются просто одной из форм досуга или межличностного общения, этот феномен следует рассматривать уже и с других сторон. Ролевое движение и его многочисленные участники, являясь субъектами социума, активно взаимодействуют с ним. Это взаимодействие затрагивает сегодня почти все стороны культурной жизни, и соответственно, возникает потребность теоретико-эмпирически исследовать это взаимодействие, установить основные закономерности развития ролевого движения, его воздействие на социум в целом.
13
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИГРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.
§1. Социологическая сущность игры и ее социальные функции.
Словом «игра» обозначаются самые различные, порой малосхожие между собою явления. В русском языке отмечается несколько основных значений этого слова. Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра). Это преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы... Кроме игр людей, существуют игры животных. Как бы возрождая античное космическое понимание игры, говорится о Великой Игре между Цивилизацией и Природой. «Теория игр» — так называется раздел математики, исследующий формальные модели принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях.
Во всех упомянутых случаях слово «игра» употребляется в положительном или в нейтральном смысле. Но оно и некоторые, образуемые от него слова и словосочетания, имеют и отрицательное значение: «игра ума», «игра на нервах». В словаре В. Даля приводится такая поговорка: «Девка игрива, да прясть ленива». В романе 10. Бондарева «Игра» главный герой кинорежиссер Крымов перед смертью квалифицирует свою жизнь как игру и осуждает ее вместе с автором. Игра в романе — это не истинное, ложное существование.
Что же такое игра? Можно ли во всех этих многообразных значениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в тех действиях,
14
которые называют игрою? «Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою» — говорится в народной пословице.
Конечно, когда слово «игра» применяется к неживой природе, это иносказание, метафора. Можно говорить и об играх у животных. В капитальном труде о поведении животных мы читаем: «Игра — еще один «трудный» термин, в связи с которым возникают многочисленные противоречия. Котенок, играющий клубком ниток, или собака, гонящаяся за мячом, — обычные примеры игр у домашних животных: аналогичные примеры можно найти у большинства млекопитающих и многих низших животных. Однако имеется ли в этих ситуациях нечто общее, что оправдывало бы употребление общего термина? Ответить на этот вопрос трудно». Вместе с тем «у самых разных животных удается выделить особую форму поведения, включающую движения, которые явно играют важную роль в других формах (агрессия, локомоция), но между тем не вызывают у наблюдателя впечатления, что они совершаются «всерьез». Отмечаются такие признаки игры животных, как незавершенные последовательности действий, выработка новых комплексов движений, смешение функционально различных типов поведения, несоответствие интенсивностей отдельных движений и всей последовательности в целом и т. д. Хотя факторы, контролирующие игровое поведение, далеко не ясны и, несомненно, весьма сложны, игровое поведение существует, и игнорировать его невозможно.
Есть основание предположить, что необходимость игрового поведения связана с таким периодом в развитии животного, в течение которого он должен подготовиться ко «взрослой» жизнедеятельности. Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей