2
Оглавление
Введение.......................................................... 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы социализации безнадзорных подростков................................... 12
1. 1 Безнадзорность как социальное явление,
ее причины и факторы................................................... 12
1. 2 Адаптация и социальная идентификация безнадзорных подростков в процессе их социализации.................................. 27
1. 3 Роль важнейших социальных институтов в осуществлении социализации подростков................................................ 49
Глава 2 Безнадзорность и потенциал подростковой социализации...96
2. 1 Социальный облик безнадзорных подростков
и специфика его формирования........................................... 96
2. 2 Социологическое исследование явления «безнадзорность»
(на материале опроса «трудных подростков»
в общеобразовательных школах)......................................... 128
Заключение...................................................... 155
Список использованной литературы................................ 161
3
Введение
Актуальность исследования. Современная Россия периода становления нового общественного строя служит естественной лабораторией для отечественных исследователей и специалистов социально-гуманитарных наук. В течение последних 15-20 лет общество столкнулось с серьезными трудностями. Оно претерпело значительные структурные и культурные изменения в сознании и практике современных россиян, связанные с введением новых политических институтов, новых форм собственности и экономических отношений, появлением новых культурных образцов и ценностных ориентаций. Именно в рамках данного временного периода мы изучаем явление подростковой безнадзорности.
В России безнадзорность многократно претерпевала изменения как количественные, так и социальные. Было потрачено много сил и средств, однако чаще всего подход к решению проблемы был направлен на устранение последствий, а отнюдь не причин. Первоначально отсутствие должной государственной системы и поддержки общественных начинаний, негибкость установленных институтов при изменении ситуации, постоянные задержки с принятием решений, а также углубляющийся кризис семьи так и не позволили решить проблемы беспризорности. Не справившись с последствиями внутренней социальной и семейной политики, государство находит выход в удалении беспризорных с наиболее заметных мест.
Основные силы государства направлены на борьбу с последствиями причин названного явления. Строятся новые заведения для помещения в них беспризорных детей, но не всегда сюда удается подобрать квалифицированные кадры. Система мер по профилактике безнадзорности и беспризорности в законодательстве (Ф. 3. №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.) подразумевает не столько работу с семьей, из которой ребенок может уйти, сколько работу' с оказавшимся на улице ребенком.
На протяжении 90-х г. г. XX в. уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по
16
за происходящее уже приходится нести ему самому, так как негативное воздействие его семьи здесь может быть вызвано только моральными обстоятельствами, которые в большинстве своем генерированы самим социумом.
Следовательно, конфликтное и противоправное поведение подростков в большинстве случаев происходит по причинам, исходящим от их безнадзорного состояния. Несомненно, что кроме этих причин существуют еще и биологические, а также психопатологические, которые не являются предметом нашего исследования.
Авторская позиция заключается в том, что безнадзорность является распространенной причиной отклоняющегося поведения подростков. Они, будучи несовершеннолетними, по закону не в полной мере ответственны за свои поступки и обязаны иметь над собой в качестве воспитателя взрослого человека. Именно та безнадзорность, которая приводит к девиантному поведению, является не только самой социально заметной, но и, конечно же, самой социально опасной.
Макросоциальные причины безнадзорности, т. е. причины, которые обусловлены всем социумом, наиболее четко поддаются вычленению и конкретизации. Они объективны по отношению к личности подростка. Их рассмотрение следует начать с самых широких сфер жизни социума. В большей мере, современные микросоциальные причины безнадзорности ведут свое происхождение от ситуации определенного социального хаоса, возникшего в результате распада прежней советской политической и социально-экономической системы. В русле негативных последствий этого распада произошел и развал налаженной системы внешкольных образовательных, воспитательных и досуговых учреждений, спортивно-оздоровительной сферы. В целом, культурная и образовательная сфера сильно коммерциализировалась, из-за чего детям из многих семей доступ к развивающим замятиям, разумному досугу и отдыху стал затрудненным, а также усложнился выход к равным стартовым условиям получения дальнейшего образования.
17
Росту безнадзорности способствует и то обстоятельство, что на смену прежней системы социального охвата детей и подростков не создано новой. Имевшиеся ранее по месту жительства многочисленные клубы, кружки, комнаты школьника сохранились лишь в минимальном количестве и благодаря «подвижникам» своего дела.
В 90 — е гг. XX в. в нашем обществе произошло резкое снижение уровня социальных гарантий для детей со стороны государства во всех жизненно важных сферах. Еще одним Фактором безнадзорности является рост числа семей беженцев и вынужденных переселенцев, условия существования которых часто бывают крайне неудовлетворительными. У многих из них отсутствует постоянное жилье, нет и необходимых источников для поддержания своего существования достойным образом.
Микросоциальные причины безнадзорности во многом также обусловлены всем социумом, но имеют характер более частных проблемных ситуаций, которые формируются в окололичностном социальном пространстве. Проявление этих причин находит свое главное воплощение в рамках такого первейшего института социализации, каким является семья. Относительно социализирующей и воспитательной функции семьи, можно заметить, что ее эффективность зависит от различных объективных и субъективных социальных факторов, — экономических, психологических, демографических, политических и т. п. К ним относятся: тип семьи (полная или не полная, нуклеарная или расширенная, много-или малодетная); материальные условия; личностно-статусные характеристики родителей; психологический климат и деятельность внутри семьи; помощь со стороны государства и общества.
По справедливому выражению Шеляг Т. В. «Семья — это образ жизни, который выработало человечество на протяжении своего существования. В этих рамках человек формировался физически, психологически и интеллектуально, удовлетворял все свои потребности, осуществлял присущие ему на том или дру-
- Київ+380960830922