Ви є тут

Влияние институциональной структуры современного общества на потребление образовательных услуг

Автор: 
Дарда Ирина Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192511
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ...................................................... 12
1.1. Структура институциональных регуляторов потребительского поведения в сфере образования................... 12
1.2. Особенности потребления образовательных услуг в условиях стабильного развития общества и социальных трансформаций ................................................ 32
1.3. Трансформация института образования как фактор формирования образовательных потребностей населения......... 51
ГЛАВА И. ИНСТШУВДОНАЛЬНО-РЫНОЧНЫЕ ФАКТОРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ... 66
2.1. Рыночная ориентация и ее влияние на формирование образовательных потребностей личности..................... 67
2.2. Рынок образовательных услуг как способ регулирования потребительского поведения в сфере образования........ 79
2.3. Институт рынка труда как фактор формирования потребительского поведения в сфере образования............... 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 116
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................. 130
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Оно имеет практическую значимость во всех сферах жизнедеятельности человека - от усвоения образцов культуры до грамотного и квалифицированного исполнения сложных форм труда.
Обращение человека к сфере образования обусловлено необходимостью его вхождения в целостную систему, какой является общество. По мере развития и усложнения социальной системы, изменяются роль и престиж профессионального образования, диверсифицируются его формы и методы, расширяется спектр возможных профессий, сама возможность получения профессионального образования превращается в массовую, предоставляя широкому кругу людей возможность выбора своего места в социальной системе. Активно пропагандируемый в современном обществе жизненный успех вынуждает современного человека искать образовательные услуги, соответствующие уровню его природных способностей, личных притязаний и социальных амбиций.
События последних пятнадцати лет, происходящие в нашей стране, кардинально изменили все общественное устройство, включая механизмы социализации, отношение человека к окружающей действительности, параметры оценки труда. Переход страны к рыночной экономике, вхождение ее в мировое сообщество, стремительное развитие науки и техники - все эти факторы предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников российских учебных заведений. Эти требования, в свою очередь, обусловливают необходимость изменения подхода личности к своему образованию, а также необходимость изменения образовательных программ профессиональной подготовки специалистов, внедрения современных технологий обучения, направленных на повышение качества получаемых студентами знаний, приобретение ими профессиональных навыков, адекватных новым реалиям. Общество «быстрого»
12
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В современном мире потребление образовательных услуг является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее развивающихся секторов мировой торговли услугами. К 1999 г. объем торговли образовательными услугами составил около 30 млрд долларов, а к 2005 г. прогнозируется рост данного сегмента до 90 млрд долларов9. Эти прогнозы говорят, на наш взгляд, о наличии в обществе, с одной стороны, платежеспособного спроса на качественные образовательные услуги, а, с другой стороны, о сформировавшейся в обществе потребности приобретать специальные навыки и знания, позволяющие индивиду стать полноправным участником социальной жизни. На наш взгляд, эта потребность обусловлена не только развитием научно-технического прогресса, требующего постоянного совершенствования интеллектуального потенциала человека, но также и складывающейся и постоянно усложняющейся институциональной структурой общества, требующей от личности, во-первых, определенного соответствия принятым социальным стандартам и нормам (один из которых выражается в том, что человек, будучи членом большой социальной системы должен работать), а, во-вторых, легитимного, институционально подкрепленного наличия соответствующей профессиональной квалификации, позволяющей не просто выполнять определенные функции, а умения предвидеть и опережать развитие событий.
1.1. Структура институциональных регуляторов потребительского
поведения в сфере образования
Стремительное изменение современных технологий и социального устройства общества требуют от индивида не просто освоения определенной про-
9 Галаган А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. №3. С. 61.
фессии, а необходимости задумываться о своем будущем на самых ранних этапах жизни, постоянного развития собственных личностных способностей и расширения кругозора и общей эрудиции.
Принимая во внимание всю сложность современной ситуации и, исходя из идеи о том, что социальная активность человека в сфере образования, а соответственно и спрос на образовательные услуги обусловлены институциональной структурой конкретного общества, сложившейся в конкретный исторический момент, приступая к нашему исследованию, в первом его параграфе, ставится задача рассмотреть структуру институциональных регуляторов потребительской активности в сфере образования.
Вопрос институциональной обусловленности социального поведения человека - один из центральных вопросов социологической теории. Один из аспектов социального поведения - поведение в сфере максимизации собственных ресурсов и выгод, т.е. экономическое поведение человека.
Подвергая детальному анализу, данный аспект человеческой активности, американский социолог Т. Парсонс пришел к выводу, что она (экономическая активность) определяется социальным, культурным и институциональным контекстом.10 Экономическое действие не может быть рассмотрено как автономный феномен, лежащий в основе всех других элементов экономики, оно всегда детерминировано элементами социальной системы и является ее производным, а экономические действия агентов определяются структурой тех институтов, которые структурно обобщают их цели. Институты обеспечивают интеграцию ценностных образцов в конкретные социальные действия в зависимости от ролевых ожиданий и мотивации людей. Мотивация же экономических действий зависит как от принятия экономических ценностей индивидом, так и от санкций со стороны общества.
10 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1995.239 с.