ОГЛАВЛЕНИЕ:
2
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы
сравнительного исследовании молодежной семьи в условиях изменений российского общества...................................11
1.1. Проблемы студенческой семьи в
социологической науке..................................11
1.2. Основные характеристики сравнительного
исследования студенческой семьи........................45
Глава 2. Особенности и противоречия в
функционировании студенческой семьи в условиях изменений общества..........................64
2.1. Динамика семейных
отношений студенческой семьи...........................64
2.2. Изменения социально-экономических
параметров студенческой семьи..........................93
Заключение................................................... 120
Библиография
123
3
Введение
Актуальность темы исследовании. В последние десятилетия во всех сферах общественной жизни произошли глубинные изменения, которые затронули все сферы общественной жизни, в том числе и семейной. Уяснение особенностей и масштаба изменений (увеличение возраста вступления в брак, рост числа разводов, снижение рождаемости) обусловили необходимость изучения происходящих процессов на примере студенческой семьи как особого типа молодежной семьи.
Опыт отечественных преобразований свидетельствует об обострении противоречий:
- между потребностью в преодолении кризисных явлений в семейнобытовой сфере и отсутствием четких представлений в научном сознании о путях развития семьи как важнейшего социального института;
между необходимостью перехода от традиционной, излишне идеологизированной, парадигмы отечественной социологии семьи к новой, направленной на познание реальных процессов и изменений, происходящих в семье в целом и в различных возрастных группах семей в частности, недостаточным развитием научных исследований в этом направлении;
- между слабой научной разработанностью проблем воздействия трансформаций общественной системы на семейные отношения и острой необходимостью познания зависимостей, существующих здесь: с одной стороны, в последние десятилетия произошли существенные изменения в экономической и политической системах страны, что привело к глубинным изменениям в условиях существовании семьи; с другой стороны, пока не наработано ни соответствующего теоретического, ни достаточного уровня эмпирического исследовательского материала, для того чтобы сложилось четкое представление о том, как эти изменения отразились на семейных отношениях в целом и на студенческой семье как особом типе молодежной семьи.
12
их развития».3 Развивая эту мысль, А.И.Антонов пишет, что «социология семьи имеет дело с групповыми, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни» ’.
Стоит отметить, что современные исследования семьи являются комплексными, хотя заметно сокращение количества работ исследовательского характера и увеличение количества публикаций о кризисе традиционной семьи. В наибольшей степени изучены аспекты жизнедеятельности семьи, находящиеся на стыке социологии и демографии, касающиеся рождаемости, репродуктивных функций семьи. По мнению специалистов, недостаточно изучены аспекты, касающиеся разведенных родителей и детей, влияние детей на родителей, взаимоотношения сестер и братьев5. Продолжается дискуссия по содержанию термина «семья»; в современной науке существует много определений данного понятия с точки зрения, например, А.И.Антонова,
С.И.Голода, В.М.Медкова, М.С.Мацковского, А.Г.Харчева, Н.Г.Юркевича,
В.Я.Ядова и многих других. Однако, поскольку анализ существующей в нашей социологии дефиниций семьи не входит в непосредственную цель нашего исследования, мы, исходя из определенных выше задач нашей работы, под семьей будем понимать «общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями, детьми, родственниками, основанную на этом отношении малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»6.
Отличие семьи от различных социальных общностей и групп определяется выполнением ею различных функций. Функции семьи характеризуют роль
?Харчев Л.Г. Врак и семья в СССР.- М: Мысль. 1979.-С. 29.
^Антонов А.И. Социология семьи.-Учебник. -Москва-2007.-С. 17.
*Мацкоиский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. С. 6-13.
‘’Краткий словарь по социологии. М., 1989. С.96.
13
данного социального института среди других институтов общества' и тесно связаны как с потребностью общества в институте семьи, так и потребностью личности в принадлежности к семейной группе.
Отметим при этом, что в науке существует множество точек зрения относительно функций семьи. Например, А.И.Антоновым и А.Г.Харчевым выделены функции рождения, содержания и воспитания детей. Предлагая обширный перечень выполняемых семьей функций, они разделяют их на «специфические» и «неспецифические». «Специфические» функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления (деторождение и социализация - дстопроизводство). Данные функции остаются неизменными мри всех изменениях общества, хотя «..характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории».8 Под «неспецифическими» функциями семьи, понимаются те, выполнение которых происходит в определенных исторических обстоятельствах9. К таким следует отнести функции, связанные с накоплением и передачей собственности, социального статуса, организацией домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии всех членов семьи и др.10 При этом семья как социальный институт «приспосабливает» свои функции к конкретной исторической ситуации.
Н.М.Римашевская в своих исследованиях отмечает, что подразделения функций носят условный характер и имеют смысл в случае научных разработок. Вместе с тем, она выделяет репродуктивную функцию семьи как наиболее важную, обосновывая, что «деятельность семьи связана с ее функциями, направленными на воспроизводство населения»11. В свою очередь, «потребительский бюджет и бюджет времени семьи, ее жилищные условия и характер участия в общественном производстве, структура потребностей семьи
7Монсон П. Современная западная социология теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. С.38.
8Лнтонов Л.И. Там же.- С. 46.
’Харчев Л.Г.Быт и семья в социалистическом обществе. Д., 1968. С. 16.
,0Мапковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики.- М. Наука, 1989. С.48.
1 'Демографические проблемы семьи. Под рел. Римашсвская Н.М. М., 1978. С. 15.
- Київ+380960830922