Ви є тут

Трансформация культурного производства и новые культурные посредники в современном российском обществе : социологические теории и региональные практики

Автор: 
Тихонова Александра Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278513
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление:
Введение...............................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследований культурного производства в современном обществе........................18
1.1. Проблематика культуры и социального изменения в современной социологической теории.................................................18
1.2. Социологические концепции позднемодерного культурного производства:
культурные индустрии и новые культурные посредники.....................54
Глава 2 Трансформация постсоветского культурного производства и ее особенности............................................................88
2.1. Специфика отечественного социологического осмысления постсоветской культурной трансформации............................................. 88
2.2. Постсоветские формы культурного производства в политико-экономическом контексте их развития...................................104
2.3. Стратегии новых культурных производителей Татарстана: между
модернизацией и преемственностью......................................139
Заключение...........................................................168
Библиография.........................................................175
Приложение 1 Некоторые статистические показатели деятельности культурных индустрий в Республике Татарстан...........................195
3
Введение
Развитие исследований российской трансформации характеризуется ростом разнообразия тематики, отходом от изучения чисто политических и экономических аспектов перехода к рыночному обществу и развития демократических институтов. Все чаще представители разных дисциплин обращают внимание на культурные особенности социальной трансформации в постсоветском контексте. В этой связи исследование этой специфики, тем более в региональном аспекте, представляется сегодня особенно важным.
Актуальность темы исследования. Масштабные изменения в России начала 1990-х годов в сфере культуры сопровождались процессами разгосударствления, деидеологизации, децентрации и дифференциации, возникновением новых и изменением старых культурных институтов, форм и практик. Новые экономические и политические условия, развитие рынка и частного предпринимательства, процессы глобализации и информатизации, охватившие все постсоветское культурное пространство, способствовали зарождению в его рамках более выраженного сектора «коммерческой» культуры, культурных индустрий, или того, что обычно обозначают термино;ч «хмедиа» - таких организаций, от транснациональных корпораций, до предприятий малого и среднего бизнеса, эконохмическая ценность продуктов которых определяется их символической ценностью1. Несмотря на многочисленные трудности, сопровождавшие становление и развитие этого нового для нашей страны культурного феномена, сегодня мы уже можем констатировать, что культурные индустрии - и как сектор экономики, и как совокупность форм культурного производства, - занимают определенное место в жизни современной России. Иллюстрацией этому служит постоянно растущий интерес к данному явлению
1 Davis, Н., Scase, R. Managing creativity: The dynamics of work and organization. Buckingham, Philadelphia, 2000. P.24.
19
торые он называет «классической», «дескриптивной», «символической» и «структурной» концепциями.
«Классические» представления о культуре развивались по преимуществу философами и историками в конце XVII - XIX вв. Для этого подхода характерно понимание культуры как процесса воспитания, связанное с непосредственной этимологией слова, означающего сельскохозяйственное возделывание. По аналогии с этим процессом, культура понималась как «процесс развития и облагораживания человеческих способностей, которому способствует усвоение достижения науки и искусства, и который связан с прогрессивным характером эпохи модерна»1. Таким образом, термин использовался в значении духовного развития и противопоставлялся понятию «цивилизации».
«Дескриптивные» взгляды на культуру характерны для антропологии (например, для работ Б.Малиновского и Э.Тайлора). Здесь культура индивида или группы понималась как «совокупность убеждений, обычаев, идей и ценностей, а также материальных артефактов, объектов и инструментов, обретаемых индивидом в качестве членов данной группы или данного общества»2.
«Символическое» понимание культуры разрабатывалось в рамках интерпретативного подхода в антропологии. К представителям данного направления Томпсон относит К.Гирца. Культура индивида или группы определяется как характерная «совокупность смыслов, воплощенных в символических формах, которая состоит из действий, выражений и смысловых объектов различного рода, позволяющих индивидам общаться друг с другом, делясь своим опытом, идеями и убеждениями»3.
Наконец, в «структурных» концепциях культуры, по мнению Томпсона, сочетаются отдельные элементы других подходов, например, символического и дескриптивного. С точки зрения этой концепции, «культурные феномены
1 Томпсон Дж. Б. Основные концепции культуры. С.114.
2 Там же. С. 115.
3Там же. С. 115.
20
должны рассматриваться как символические формы в структурированных контекстах, а культурный анализ...может расцениваться как исследование смыслового конституирования и социальной контекстуализации символических форм...Исследование символических форм - это исследование смысловых действий, объектов и выражений разного рода в их отношении к исторически конкретным и социально структурированным контекстам и процессам, в рамках которых и посредством которых эти символические формы производятся, передаются и воспринимаются»1.
Раймонд Уильямс в своей работе «Ключевые понятия», называет следующие основные понятия культуры: 1) как «независимого абстрактного существительного, описывающего общий процесс интеллектуального, духовного и эстетического развития (XVIII в.)»; 2) как «независимого существительного (используемого либо в общем, либо в частном смысле), указывающего на наличие специфического образа жизни определенного народа, исторического периода, группы людей, а также человечества в целом»; 3) как «независимого и абстрактного существительного, описывающего произведения и практики в области интеллектуальной и, в особенности, художественной деятельности»2. Говоря иначе, это культура как: 1)«все лучшее, что было создано человечеством»; 2) «образ жизни» и 3) «искусство».
По мнению У.Грисволд, в развитии социологии можно выделить два основных подхода к культуре: «как квинтэссенции человеческой мысли и знания» и «как к комплексному целому». Первый подход связан с отождествлением культуры с «высокой культурой», ее сакрализацией, противопоставлением культуры и цивилизации, а также с европейским этноцентризмом (традицией европейской интеллектуальной мысли XIX в.). Второй - с развитием
1 Томпсон Дж. Б. Основные концепции культуры. С. 116.
2 Уильямс Р. Понятие культуры / Контексты современности -1. Казань, 2000. С. 105.