Ви є тут

Работники учреждений культуры: особенности образа жизни в условиях трансформации российского общества : на материалах Республики Бурятия

Автор: 
Ринчинова Юлия Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302301
179 грн
Додати в кошик

Вміст

І
? Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ....................................................З
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА..............................17
1.1. Содержание понятия «образ жизни» в обществоведческой литературе, его структура и основные черты......................17
1.2. Место работников учреждений культуры в социальной структуре общества........................................................50
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА............................................75
2.1. Профессиональная деятельность работников учреждений культуры как составной элемент образа жизни..............................75
2.2. Изменения в функционировании учреждений культуры как одна из важнейших детерминант перемен в образе жизни работников учреждений культуры........................................................98
2.3. Уровень и качество жизни работников учреждений культуры в современных условиях...........................................109
2.4. Духовно-нравственные основы жизнедеятельности работников учреждений культуры............................................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
2
I
Введение
Актуальность исследования. Категория «образ жизни» занимает в социологии особое место. Актуальность ее изучения детерминирована рядом факторов. Во-первых, образ жизни отражает разные шкалы жизненных ценностей и это позволяет определить критерии оценки уклада, стилей жизни людей. Во-вторых, показатели, используемые для характеристики образа жизни индивида, могут служить индикаторами устойчивости общественных отношений (отношения между социальными субъектами по поводу их равенства, социальной справедливости, условий становления и развития личности, удовлетворения потребностей). В итоге образ жизни стал интегративным понятием, характеризующим особенности труда, общения, поведения и склада мышления людей в различных сферах.
В настоящее время российское общество все еще переживает процесс трансформации. Это выражается в деформации воспроизводства населения, растущей социальной дифференциации, смене ценностных ориентиров, социокультурной разобщенности людей. В этих условиях актуализируются проблемы повышения уровня интегрированности и консолидации общества, улучшения взаимопонимания и взаимодействия, толерантности, обеспечения доступности культуры для населения. Одним из путей решения данных задач является оптимизация функционирования социокультурной инфраструктуры, деятельность работников культуры.
Работники культуры представляют собой одну из социальнопрофессиональных групп в структуре интеллигенции. Это работники библиотек, музеев, клубно-досуговых учреждений, театрально-концертных организаций. Их деятельность связана с овладением культурным наследием, хранением и предоставлением доступа населению к ценностям материальной и духовной культуры, удовлетворением культурно-досуговых запросов общества.
Глава 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
§ 1.1. Содержание понятия «образ жизни» в обществоведческой литературе, его структура и основные черты
Интерес людей к категории «образ жизни» имеет длительные традиции. В латинском языке «образ жизни» обозначается как victus и modus vivendi (процесс жизнедеятельности). Это выражение часто употребляется в обыденном языке для идентификации человека, группы, общества по характеристикам их жизнедеятельности, ориентации на определенные ценности, нормы, потребности и социальные ожидания. При этом нет единого мнения относительно содержания термина, индикаторов его оценки, это понятие может включать уровень и качество жилья, одежды, форм проведения досуга, и т.п., т.е. то, что доступно человеку на уровне его доходов.
Этап научного обращения к изучению проблематики образа жизни пришелся на время противостояния политики социалистического и капиталистического общественных строев. Считалось, что «образ жизни» не может рассматриваться отвлеченно, вне идеологического контекста. Западными философами и социологами «образ жизни» трактовался как нетрудовая сфера жизни, он приравнивался к уровню потребления, качеству жизни.
17
Английский мыслитель и писатель Т.Мор, итальянский философ Т.Кампанелла.в своих трудах выразили идею социальной утопии (прообраз идей; о социалистической', системе), в которой^ образ- жизни людей был коллективным .- ..коллективный ..труд,, быт, отдых. РЮуэном был осуществлен промышленный и социальный эксперимент - система патроната; система переустройства- ' общества-' через - трудовые: кооперативные общины, его идея иде&тьного образа жизни заключалась в организации всеобщего счастья при; посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы.
Отечественные исследователи под образом жизни понимали, прежде всего, характерные черты данного типа общества, условия бытия человека.
Первоначально преобладал формально-описательный подход к раскрытию темы. В,- 20-50-х гг. XX века термин «образ- жизни» употреблялся преимущественно в конкретном смысле (например, кочевой образ жизни, образ жизни горожанина, сельского жителя и т.п.). Также в качестве синонима использовался термин «быт». В' 1970-х годах возрос интерес к теоретическим, историческим и практическим аспектам социалистического образа жизни, в СССР.
Наиболее широкое освещение в литературе получило философское и общесоциологическое осмысление данной категории. На этом этапе наметились два направления: «социеталыюе» (признающее главенство социальной структуры) и «индивидуальное» (ставящее во главу угла индивида).
Большинство • авторов (К.Маркс, И.В.Бестужев-Лада. В.С.Марков,
Э.А.Орлова, С.И.Попов, М.Н.Руткевич, В.ИТолстых, и др.) «образ жизни» рассматривают синтетически, обобщенно - как формы жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, в единстве с условиями жизни.