Ви є тут

Субкультура современной российской молодежи : социологический анализ

Автор: 
Брешин Алексей Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296612
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ 16
1.1. Субкультура и контркультура как объекты социологии молодежи
16
1.2. Классификация молодежных субкультур 34
1.3. Контркультура как часть молодежной субкультуры 48
ГЛАВА II. СУБКУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 61
2.1. Динамика современных форм субкультуры на примере
«стрэйтэйдж» 61
2.2. Флэш-Моб в современной молодежной среде 76
2.3. Субкультура граффити как форма досуга молодежи 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЯ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 146
ВВЕДЕНИЕ
Стремление молодежи проявлять себя в качестве творческой и социально активной группы является одним из ключевых факторов в развитии молодого поколения. Формы развития весьма разнообразны, и их особенности во многом зависят от того культурного периода, в котором молодежь живет и развивается. Молодежная субкультура в этом контексте является одним из значимых этапов социализации молодого поколения. Она приобретает черты, которые Маргарет Мид приписывала префигуративным культурам, ориентированным на будущее, в которых дети не только учатся у родителей, но и учат их, т.е. современная молодежная субкультура выступает не только как форма эпатажа и неформального поведения, но и как способ интеграции молодежи в общество, а, следовательно, и как форма самореализации.
Интерес к молодежным субкультурам стремительно растет. Об этом свидетельствует объявление 2009 года Годом молодежи. В СМИ регулярно публикуются статьи, посвященные новым молодежным субкультурам, а па фоне общемирового финансового кризиса это особо актуально ввиду стремительного умножения молодежных сообществ, помогающих людям в трудных жизненных ситуациях (проект «Еда вместо бомб»). Новые формы молодежных субкультур имеют свое отражение также и сфере массовой коммуникации, рекламы, медиа-индустрии. Примеры тому служат массовые акции Флэш-моба, которые проходят не только в рамках города, страны, а в рамках всей планеты Земля (акция «Час Земли», прошедшая 28 марта 2009 года, направленная на сохранение электроэнергии; акция «Волны», проходившая 10 октября 2009 года в Ныо-Иорке, в рамках проекта по сохранению водных ресурсов на Земле). Учитывая, что современная эпоха -это эпоха больших социальных и культурных изменений, в которой инновации в области коммуникации - это основной интерес современной
3
субкультурах, театрально-художественных постановках, новых видах живописи. Субкультура стрэйтэйдж (от англ. Straight Edge - четкая грань) основана на идеях пропагандирования здорового образа жизни,
антифашистской деятельности, социальных акциях (проект «Еда вместо бомб»). Данная субкультура представляет собой философское ответвление панк-культуры, политико-мировоззренческое движение, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков, алкоголя, табака. Субкультура флэш-моб - самая популярная форма социально-досуговых молодежных субкультур (flash mob - от англ. «flash» - быстрая, мгновенная и «mob» — толпа). Действуя по заранее обговоренным сценариям, определенная группа молодых людей (как правило, от 50 до 200 человек) устраивает «представление» в многолюдных местах, целью которого служит
привлечение к себе внимания - это попытка удивить окружающих необычным поведением. Молодежь творчески реализовывается в массовых акциях, сценариях к «представлениям». Современная субкультура граффити обладает признаками, к которым относятся следующие особенности: кратковременность акций; наличие своеобразных правил поведения; минимализм в символике; строгий внутренний самоорганизующийся характер субкультуры; отсутствие (или частичное отсутствие) каких-либо идеологических установок. Субкультура граффити оказывает влияние на искусство официальной культуры. Продукты творчества субкультуры влияют на развитие современного искусства и общества.
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Исследование, проведенное методом включенного наблюдения в
совокупности с методом визуальной социологии. Данный метод
использовался при изучении субкультур флэш-моб и стрэйтэйдж. Исследование проводилось в период с 2007 по 2009 гг. В массовых акциях наблюдалось и визуально зарегистрировано более 200 участников. Выборка случайная.
13
2. Результаты исследования популярных молодежных журналов и газет методом контент-анализа (журналы: «МолотОК», «YES», «Хулиган»; газеты: «Комсомольская правда», «Новая газета», «Московский комсомолец»). Был проведен количественный анализ более 5000 экземпляров за период с 2004 по 2009 гг. В качестве единиц наблюдении отбирались заголовки, рубрики, названия статей, в которых освещались темы молодежной культуры. Обработка данных эмпирического исследования проводилась на основе пакета TextAnalyst. Результаты представлены в диссертации в табличном виде.
3. Результаты экспертного опроса. В качестве экспертов выступили исследователи, специализирующиеся на изучении современных молодежных субкультур.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Материалы диссертационного исследования уточняют и расширяют некоторые теоретико-методологические основы социологии, социологии культуры, социологии молодежи. Результаты исследования имеют практическое значение при разработке государственных стандартов социальной политики, а также сферы молодежной политики в Департаменте семейной и молодежной политики (г. Москвы), молодежных политических объединениях, а также в культурных и досуговых центрах муниципалитетов города Москвы.
Некоторые аспекты исследования могут быть использованы для построения лекционных и семинарских занятий по социологии, социальной антропологии.
* Апробация результатов исследования.
' Основополагающие идеи и положения освещались автором в научных
докладах на международных, всероссийских и межвузовских научно-
теоретических и научно-практических конференциях. В том числе:
I Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения - 2004:
Российское общество и вызовы глобализации»; Ломоносовские чтения (МГУ,
14