z
Содержание
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования трансформации экономического поведения российской молодежи 19
1.1 Экономическое поведение как предмет социологического исследования..................................................................20
1.2. Теоретические и методологические проблемы исследования экономического поведения российской молодежи в научной литературе...................................................................45
1.3. Трансформация ценностных оснований экономического поведения молодежи в современном российском обществе...........................62
Глава 2. Специфика экономического поведения российской молодежи: аксиологические основания изменений в межпоколенческом разрезе.................................................................90
2.1 Экономическое поведение российской молодежи в сфере формирования доходов.......................................................100
2.2. Экономическое поведение российской молодежи в сфере потребления 131
2.3 Экономическое поведение российской молодежи в сфере накопления 150
Заключение...............
Библиографический список
174
179
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования. Проблемы российской молодежи, в какой бы предметной сфере социологического анализа они не были представлены, по своей сути, относятся к проблемам всего российского общества, в котором происходит социальное развитие и становление молодежи как субъекта общественных отношений. Переход к рыночной парадигме развития социально-экономических отношений в России после распада СССР надолго определил научную актуальность и социальную значимость в области исследования экономического поведения молодых россиян, поскольку именно за молодым поколением признается первенство в сфере инноваций и их внедрения в пространстве рыночной экономики, именно с молодежью ассоциируется рост конкурентоспособности России на международном и отечественном уровне на основе прорыва в сфере наукоемких и цифровых технологий и их активного применения.
Вместе с тем, молодежь, привлекающая к себе большое внимание со стороны научного сообщества и общественно-политических сил, испытывает ряд трудностей, не позволяющих ей эффективно выполнять функцию авангарда отечественного прогресса в сфере экономики, закрепленную за ней на декларативном уровне. Эти трудности обусловлены, во многом, противоречиями трансформационного процесса, в который втянуты ключевые социальные сферы и институты, субъекты и структуры. В свою очередь, противоречивый характер приобретает и процесс трансформации экономического поведения молодежи, обуславливая появление как рыночно направленных форм экономического поведения, так и закрепление нерыночных реципрок-ных, перераспределительных отношений и автономности домашнего хозяйства, переплетение публичных и приватных, неформальных и формальных, рисковых и нерисковых, законных, теневых и криминальных моделей экономического поведения.
19
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования
трансформации экономического поведения российской молодежи
Данная глава посвящена освещению и теоретическому анализу проблемы экономического поведения в рамках социологического знания, и поэтому предшествовать исследованию теоретических и методологических аспектов собственно экономического поведения российской молодежи будет глубокий анализ самого понятия «экономическое поведение» как понятия социологического, но, в силу того, что он по своей сущности имеет экономическую специфику, большой пласт анализируемого материала будет носить экономический характер.
Молодежь - специфическая социально-демографическая и экономическая группа общества, являющаяся, с одной стороны, продуктом общества и социализации в нем, в том числе экономической, а с другой - источником инноваций, что делает ее передовой частью общества, от которой зависит вектор и динамка общественного и в том числе экономического развития. Особенно лидирующая роль молодежи стала четко вырисовываться в современную эпоху коренных преобразований информационно-коммуникативной-революции. Эта изменившаяся функция и роль молодежи в современном мире при одновременно высоком росте трудностей, с которыми приходится сталкиваться российскому молодому поколению в ходе своего профессионального становления и интеграции в экономические отношения и экономическую структуру общества, порождает противоречивое пространство теоретического осмысления проблемы экономического поведения российской молодежи и необходимость систематизации методологических альтернатив изучения этой важной проблематики и определения наиболее адекватной реальности парадигмы научного исследования в рамках конструирования оптимального методологического инструментария. Множество подходов, сложившихся к исследованию экономического поведения в социологии (среди них: институциональный и неоинституциональный, аксиологический, адап-
20
тивный, когнитивный), содержат в себе апелляцию к социокультурной, ценностной сущности общественных и экономических отношений, связанных с ментальной спецификой каждого народа. Поэтому в третьем параграфе данной главы особенное внимание будет уделено изучению аксиологических оснований трансформации экономического поведения молодых россиян при непременном рассмотрении специфики самого процесса трансформации.
1.1 Экономическое поведение как предмет социологического исследования
Экономическое поведение как частный вид человеческого поведения издавна вызывает интерес экономистов, психологов, социологов. Традиционно интерпретируемое как экономический феномен оно изначально и преимущественно представлено в предметном поле экономической науки. Классики экономической мысли, начиная с А. Смита, не прибегая к использованию самого термина, фактически обосновали и разработали исторически первую модель экономического поведения в концепции homo economicus как абсолютно рационального, ориентированного только на получение максимальной выгоды существа, и именно эта модель легла в основу классических представлений о рыночной экономике.
В условиях господства рыночных отношений правомерность использования теории «экономического» человека А. Смита не вызывает сомнения, поскольку он исходит* из того, что исходная предпосылка относительно целей экономического человека следующая: удовлетворение неограниченных потребностей, в ситуации ограниченности ресурсов, или, как пишет А. Смит, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение»1. B.C. Автономов отмечает, опираясь на это положение А. Смита, что, благодаря предпосылке собственного интереса, всякое взаимо-
1 Смит А. Исследования о причинах богатства народов. М., 1962. С. 253
- Київ+380960830922