Ви є тут

Дополнительное профессиональное образование : Становление нового социального института

Автор: 
Тарасенко Лариса Викторовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
269825
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение_______________________________________________________________4
Глава! Возникновение общественной потребности в дополнительном профессиональном образовании___________________________________________________23
1.1 Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования личности________________________________________________________25
1.2 Вторичная профессиональная социализация: сущность и социальное значение 44
Глава П. Становление системы дополнительного профессионального образования : 73
2.1 Генезис дополнительного профессионального образования_____________74
2.2 Специфические характеристики дополнительного профессионального образования как института вторичной профессиональной социализации личности 94
Глава Ш. Социальная обусловленноегь институционального развития системы дополнительною профессиональною образования___________________________116
3.1 Социокультурные и экономические детерминанты институционализации
дополнительного профессионального образования______________________________117
3.2 Деструктивные элементы процесса становления института дополнительного профессионального образования_________________________________________138
Глава IV. Субъектная структура современной системы дополнительною профессионального образования______________________________________________164
4.1 Сравнительная характеристика институциональных субъектов дополнительного профессионального образования ____________________________________165
4.2 11еинституциональныс субъекты (неформальные образовательные струк-
туры) в системе дополнительного профессионального образования
198
Глава V Институциональная организация национальных систем дополнительного профессиональною образования 225
5.1 Современные модели дополнительного профессионального образования, функционирующие в развитых странах________________________________________ 226
5.2 Развитие институциональных структур дополнительного профессионального образования в современной России__________________________________247
Глава VI. Развитие дополнительного профессионального образования в России_____________________________________________________________________269
6.1 Социальная политика российского государства в сфере дополнительного
профессионального образования______________________________________________270
6.2 Тенденции и перспективы развития института дополнительного профессионального образования в России___________________________________________295
Заключение 316
Библиография
325
32
имеет огромный потенциал для решения данной проблемы, что мы попытаемся в дальнейшем доказать в своем исследовании.
Более близким нашему пониманию сущности дополнительного образования является подход, разработанный О.В. Купцовым1. В системе дополнительного образования он предлагает выделить две подструктуры: общее дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование. Общее дополнительное образование, по его мнению, включает следующие направления: а) дошкольное воспитание, связанное с развитием детей, их подготовкой к поступлению в школу; б) неформальное образование детей, нацеленное на развитие творческого потенциала личности во внешкольных образовательных учреждениях и в средней школе в рамках внеклассной работы; в) неформальное образование взрослых, в задачи которого входит компенсация недостатков базового образования, повышение общественно-политического и культурного уровня работников.
К дополнительному профессиональному образованию ученый относит: а) повышение квалификации (поддержание современного уровня владения профессией); б) переподготовку (приобретение новой профессии в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране); в) параллельную подготовку студентов по второй профессии (повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов).
В целом, разделяя данную точку зрения, считаем необходимым внести некого-рые уточнения в предложенную классификацию. Так, в рамках дополнительного образования можно выделить такие формы образовательных услуг, которые связаны с совершенствованием профессиональной компетентности специалиста, но в то же время не ведут к получению какого-либо документа об образовании (например, участие в научных и практических конференциях, публикация научной и методической литературы. получение консультационной помощи специалистов, общение с коллегами и т.п.). На наш взгляд, не совсем правомерно смешивать эти формы образовательной деятель-
1 Купцов О.В. Непрерывное образование и его структура /Высш. образов, в Европе. Т. XVI, №1. Европ. Центр по высшему образованию ЮНЕСКО, 1991.
33
ности с общеразвивающими, связанными с организацией досуга, поддержанием физического, эмоционального, психического здоровья граждан, повышением их общего культурного уровня. Но нашему мнению, данные формы образования следует отнести к дополнительному профессиональному образованию, так как они непосредственно связаны с профессиональной деятельностью участников. В то же время, неформальный характер, отсутствие документального подтверждения, специфичность форм и методов образовательной деятельности не позволяет отнести ее к какому-либо из выделенных выше компонентов дополнительного профессионального образования. В связи с этим, считаем целесообразным в структуре дополнительного профессионального образования выделить такой компонент, как неформальное образование специалистов, связанное с оказанием различных неформальньгх образовательных услуг профессионального характера. Л в структуру общего дополнительного образования включить такой компонент, как общеразвивающее образование взрослых, нацеленное на расширение кругозора, повышение общекультурного уровня развития личности (рис. 2).
Дополнительное профессиональное образование предоставляет возможности профессионального развития и совершенствования специалистов, уже занятых в общественном производстве с целью их оперативной адаптации к постоянно меняющимся социальным и производственным условиям.
Дополнительное профессиональное образование представлено областями знании, необходимых специалистам в связи с постоянным изменением стоящих перед ними задач и условии труда, связанных с должностным ростом, изменением места работы, развитием средств производства и т.п. Основной задачей дополнительного профессионального образования является непрерывное повышение квалификации и переквалификация рабочих, служащих, специалистов и руководителей, развитие способности не только адаптироваться к социально-экономическим переменам, но и активно воздействовать на них.