2
Содержание
Введение..................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социализации молодежи в процессе ее профессиональной подготовки.......................................13
1.1. Специфика процессов социализации молодежи в современных условиях......................13
1.2. Профессиональная подготовка и переиодго-товка в системе институтов социализации молодежи.............................................29
Глава II. Тенденции развития профессиональной подготовки и переподготовки рабочих (на примере Московской области).........................................51
2.1. Структура и содержание профессиональной подготовки и переподготовки молодежи...........51
2.2. Анализ деятельности учреждений профессиональной подготовки и переподготовки безработной молодежи...................................80
Заключение.............................................. 107
Список использованных источников и литературы 114
Приложения..............................................129
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования Профессиональное самоопределение и профессиональное обучение молодежи является в современном обществе одним из основных элементов вхождения личности в систему социальных отношений, завершающих формирование социальной роли взрослого человека.
Система профессиональной подготовки формируется в каждом обществе в соответствии с его традициями, социальными и образовательными реалиями, господствующими взглядами и представлениями.
Построенная в нашей стране за годы Советской власти система профессиональной подготовки и переподготовки молодежи подверглась значительной деформации как в связи с сокращением промышленного производства и снижением потребности в рабочих кадрах, так и в связи с концептуальными изменениями в духе либеральной экономики, предполагавшими, что рынок сам отрегулирует свою потребность в подготовке профессиональных кадров.
Между тем, серьезные социально-экономические трансформации, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, неблагоприятно сказались на социальном положении подростков и молодежи. При общем снижении численности занятых, безработица среди выпускников школ, средних специальных и высших учебных заведений составляет более высокие показатели. Не находит применения на рынке труда значительная часть молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет.
Безработица молодежи, только начинающей свое самостоятельное существование, оказывает негативное воздействие на ее социальное и личностное развитие.
Во-первых, отсутствие заработка снижает жизненные стандарты молодых людей, а пособие по безработице невелико по размеру и не обеспечивает даже самых скромных потребностей. Во-вторых, начальная безработица бло-
14
от друга, но в целом большинство специалистов сходятся в том, «что в основе ее лежит процесс взаимодействия субъекта и окружающей социальной среды, в ходе которого происходит познание окружающего мира и приобщение к его ценностям»16. Но мнению ряда ученых, «социализация есть процесс неорганизованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества»17.
Социальная среда состоит из социального окружения, разделяемого в свою очередь на окружение макро- и микроуровня, в которых функционируют различные социальные группы и личности. В зависимости от основных методологических подходов ученые объединяются в различные научные школы и направления. Одни, являясь последователями Э. Дюркгейма, рассматривают социализацию как усвоение так называемых «коллективных представлений» и высказывают мысль о том, что суть се составляет восприятие конвенциатьных норм как основы для согласованных действий. Другие представляют социализацию как усвоение определенной системы социальных ролей и культуры.
Н. Смелзер рассматривает социализацию как освоение сконцентрированного социального опыта 18. Данное понимание категории социализации является доминирующим в американской социологии. Оно дало возможность разработать различные эффективные методики, реализуемые в США с целью воздействия на процесс социализации некоторых категорий населения, например, иммигрантов, но оно несколько сужает и ограничивает возможности для прогнозирования социальных процессов
Для европейской школы характерно понимание социализации с акцентом на принятии субъектом познаваемых социальных ценностей и максимального приобщения к ним |9. То есть фактически речь идет об адаптации субъекта к традиционным нормам и установкам, социальной дсйствительно-
16 Щегсрцов A.A. Социализация молодежи в условиях макроэкономической трансформации российского омоалва: Дисс...канд социол. наук. - М., 1998. -С.20
| Маркович Давило Ж. Общая социология. - М., 1998,- С. 131
'* Смслзср Н. Социология. - М., 1994. - С.652
19 Современна* западная социология: Словарь. - М., 1990 - С.316
15
сти и безоговорочному подчинению им. По мнению А.И. Ковалевой, понимание категории социализации сводится таким образом к процессу «познавания»20.
В результате такого подхода созданы практические методы сохранения национальных традиций и специфики в условиях нарастающей интернационализации.
Кроме того, результатом данного понимания стало формирование теории конфликта поколений. По мнению ряда авторов данной теории, «причина межлоколенческого социального конфликта заключается, главным образом, не в социально-экономических условиях, а в недостатках механизма социализации, не позволивших молодому поколению приобщиться в полной мере к существующим социально-экономическим отношениям и традиционным ценностям общества»21. Подобная концептуальная особенность в определении социализации может в некоторых случаях сдерживать понимание необходимости обновления, реформирования общества, социальных условий, и, следовательно, способствовать снижению темпов социально-экономического развития. События, происходящие в нашей стране в последние годы, говорят о том, что простейший базовый элемент социализации обучение, - превратился на современном этапе в двунаправленный процесс. Старшее поколение многому учится у молодых. Болгарский социолог П. Мите в дзя обозначения эффекта обратной связи - влияния молодежи на социальную среду, - использует новый научный термин - «ювентизация» 22.
В отечественной науке проблема социализации начала активно разрабатываться с середины 60-х годов. И.С.Кон и другие социологи того периода трактовали социализацию как приобщение субъекта к ценностям общества, класса, как включение его в систему общественных отношений класса, обще-
11 Ковалева А. И. Социализация личности: норма н отклонение. - М.: Институт молодежи, 1996. - С.64- 66
• Иванов В.Г., Долгова Т.Н. Оппозиция ценностей «порядка» и «преступления» как фактор конфликта поколений в модернизирующемся обществе / Преемственность поколений диалог культур: Материалы международной научно-практической конференции Выпуск 2 - СПб ,1996 - С 139 Ковалева А.И., Луков В. А Социология молодежи Теоретические вопросы М: Социум, 1999. - С.73
- Київ+380960830922