ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения позиций исламских руководителей в контексте государственно-конфессионального взаимодействия 14
1.1. Особенности методологии исследования идейных позиций исламских лидеров 14
1.2. Степень функциональности исламских ориентаций (традиционализма, фундаментализма, модернизма) 31
Глава 2. Правоотношения органов власти РФ
и исламских организаций в условиях светского государства 50
2.1. Формирование законодательной базы государственно-конфессиональных отношений 50
2.2. Федеральная власть России и исламские организации: тенденции к диалогу на основе свободы совести 63
Глава 3. Общество, государство и религия в выступлениях руководителей Духовных управлений мусульман: соотношение функциональности и днефункциональности позиций 83
3.1. Компаративный анализ позиций исламского руководства 83
3.2. Общие тенденции динамики позиций лидеров исламских организаций России 99
Заключение 119
Список использованных источников и литературы 124
Приложения 177
7
Введение
Актуальность исследования. Ислам в организационном плане представлен в современной России прежде всего централизованными Духовными управлениями мусульман (далее - ДУМ). Эти структуры, отличаясь по масштабам, оказывают значительное воздействие на возможности реализации религиозных потребностей мусульманского населения России, так как в их ведении находится организация исламского образования различных уровней, паломничества, благотворительности, открытие новых мечетей. Духовные управления мусульман выступают как представители российских мусульман в процессе государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия.
Выбор централизованных исламских организаций Приволжского, Южного федеральных округов, Центрального Духовного управления мусульман России (далее - ЦДУМР), Духовного управления мусульман европейской части России (далее - ДУМЕР), Совета муфтиев России (далее - СМР) для диссертационного исследования обусловлен следующими обстоятельствами. В Приволжском федеральном округе сосредоточено около 40% всех этнических мусульман России, а также 59% всех зарегистрированных исламских организаций. Так, на Республику Татарстан приходится около 1000 исламских общин. Южный федеральный округ занимает первое место по количеству мусульман и исламских объединений в стране. ЦДУМР, ДУМЕР, СМР, Координационный центр мусульман Северного Кавказа (далее - КЦМСК) являются наиболее крупными централизованными исламскими организациями в России.
Исламские руководители (формальные лидеры) играют значительную роль в принятии решений о перспективах деятельности исламских организаций. Позиции исламских лидеров по государственно-конфессиональному, межконфессиональному взаимодействию, внутриисламским процессам оказывают влияние на ориентацию (традиционалистскую, фундаменталистскую или модернистскую) централизованных исламских организаций России.
Изучение вышеуказанных позиций руководителей ДУМ позволяет выявить
3
формируемых конституционно-правовыми основами деятельности религиозных организаций в РФ. На основе индукции каждый нормативный акт изучается в отдельности, далее следует его интерпретация, сравнение интерпретаций отдельных документов, а затем формируются общие выводы и положения. Выводы касаются условий функционирования исламских организаций в современной России. На этапе анализа позиции федеральных властей в отношении исламских организаций в РФ изучается каждая речь, выступление, интервью с представителем власти в отдельности, интерпретируется каждый документ, а интерпретации обобщаются. Индуктивный метод применяется непосредственно на этапе исследования общих тенденций динамики позиций исламских лидеров.
На этапе сбора первичной информации применяется метод анализа вербальных документов. На этапе обработки данных - количественный контент-анализ, элементы качественного метода («Обоснованная теория» Б. Глейзера, Л. Страсса, Л. Страуса), индуктивный метод.
Особую роль в определении степени функциональности позиций исламских лидеров по государственно-конфессиональному,
межконфессиональному взаимодействию и внутриисламским процессам играет количественный контент-анализ. Проведение контент-анализа обосновано в случае с интервью с открытыми вопросами, при изучении типовых заявлений, протоколов, сообщений в прессе9, на этапе как сбора данных, так и их анализа.
Применение контент-анализа предполагает учет следующих требований: объективности, систематичности (то есть упорядоченности и интегрированности в категориях), избирательности в зависимости от преследуемой цели, измеримости (подсчета частоты)10.
Использование данного социологического приема предполагало несколько последовательных этапов. Важно учитывать, что применение
9 См. Schaefer R.T. Sociology. Western Illinois University// R. T. Schaefer in collaboration with R.P. Lamm.- 3ld ed. 1989. P. 36-37; Akoun A. Sociologie des communications de masse. Paris, 1997. P. 47.
1(1 Schaefer R.T. Sociology . P. 326-353.
18
данного приема создает определенную гарантию качества прибора, то есть инструмента измерения. В контент-анализе в значительной степени реализуемся принцип объективности и надежности, систематичности11.
Р.Т. Шасфер понимает контент-анализ как социологический метод, не оказывающий влияния на реципиента, в отличие, например, от опроса. Его особенность заключается в систематическом кодировании и объективном подсчете данных в соотве тствии с определенными категориями12.
Итак, первоначально были определены задачи, теоретическая основа и объект исследования, сделана выборка документов. В качестве документов выступают тексты неформализованных речей и выступлений руководства централизованных исламских организаций за период с 2002 по 2007 гг. Определение выборочной совокупности документов отвечает задачам исследования. Массив документов, изученных с помощью контент-анализа, составл яст 401 ед и н и цу13.
Далее были разработаны различные типы категорий анализа, необходимые для решения поставленных задач диссертационного исследования. В исследовании используется два типа категорий: деятели (категории 3, 4 «Б») и направление коммуникации14, то есть категоризация по положительным, нейтральным, отрицательным оценкам (все остальные категории с 1 по 13). Сочетание данных типов категорий было направлено на выявление спектра позиций руководителей Духовных управлений мусульман по ряду взаимосвязанных и взаимозависимых проблем государственноконфессионального, межконфессионального взаимодействия и
внутриисламской динамики.
11 RourkeL., Anderson T, Garrison D.R„ Archer Y. Methodological Issues in the Content-Analysis of Computer Conference Transcripts//!ntemationaI Journal of Artificial Intelligence in Education, 2001. №12. P. 13-28//
hnn://nied.nc.uk/mcmhcrsOI/nrchivc/vol l2/ronikc/f\ill.litml (дата обращения: 24.04.08).
'* Ibid. P. 46-47.
Полная характеристика документов приведена в главе 3.
и Диссертант руководствуется теоретическими положениями о контент-анализе, изложенными в следующих
работах: Хеллсоик О. Соннологический метод/IIcp. с норв. М., 2002. С. 90, 103, 105-111; Rourke L., Anderson T, Garrison D.R., Archer Y. Op. cit.; Лакутин О.В., Толстова IO.H., Пэнто Р. Методы социальных наук// Под ред. и с
вступит, ст. В.А. Туманова, В.П. Казимнрчука. М., 1972. С. 283-286; Качественная и количественная
информация в социологии// СОЦИС. 1992. № 8. М., С. 72-77.
19
- Київ+380960830922