Ви є тут

Социокультурные факторы эффективности высшего технического образования

Автор: 
Кучер Инесса Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271243
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3-15
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............................16-72
1.1. Образование и проблемы возрождения российского общества..16-36
1.2. Кризис образования: сущность и пути преодоления..........36-51
1.3. Основы стратегии модернизации высшего технического образования...51-72
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ...............73-146
2.1. Проблемы качества технического образования и система распределения специалистов в Алтайском крае.................................73-94
2.2. Методические проблемы и результаты исследования социокультурных факторов в системе высшего технического образования..........95-121
2.3. Взаимосвязь жизненных ориентаций и ценностных установок с экономическими условиями обучения...........................122-146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................147-152
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................153-161
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................162-168
%
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная Россия находится в состоянии бифуркации, когда трудно предвидеть в каком конкретном направлении пойдет дальнейшее социально-экономическое развитие: станет ли оно хаотичным и закончится ли апокалипсической катастрофой, или же поднимется на более высокий уровень самоорганизующейся структуры, связанный с переходом на устойчивый, стабильный тип развития.
“Новое поколение российских граждан вступает в активную жизнь в условиях, когда идут мучительные поиски социально-политических ориентиров, адекватные формирующимся рыночным отношениям, закладывается фундамент демократического правового государства и гражданского общества. Успех преобразований во многом будет зависеть от предоставления гражданам широких возможностей для раскрытия их потенциала, использования ими способностей в деле созидания. В этом процессе роль высшей школы невозможно переоценить” (1, С.73-78).
Особое место в системе высшего образования занимает техническое. Без всяких преувеличений можно сказать, что техническое образование в России -это уникальный феномен. В стране со средним уровнем промышленного развития почти полтора столетия назад возникла и за исторически короткий срок укрепилась, приобрела всемирный авторитет целостная и весьма эффективная система отечественного технического и, в частности, инженерного образования. Важно определить истоки полученных результатов, чтобы переосмысливать их применительно к современным условиям.
Во-первых, формирование этой системы с первых шагов было нацелено на достижение высшего мирового уровня. В создаваемые учебные заведения направлялись ученые из академии наук, профессора Московского и Петербургского университетов. Отечественное инженерное образование шло не от цеховой, ремесленной подготовки (как, например, в большинстве случаев в США), а от фундаментальной, академической.
з
Для эффективного развертывания процесса модернизации высшего технического образования необходим всесторонний учет' социокультурных факторов, способствующих формированию у студентов установок на приобретение профессиональных знаний, навыков, и умений, но и работу в соответствии с полученной в вузе специальностью.
Предложенная модель социокультурных факторов (отражающая объективное положение и субъективные ориентации студентов) способствует выявлению и разрешению назревших противоречий в целях повышения эффективности высшего технического образования.
Апробация диссертационной работы проходила в различных формах и включала несколько этапов и направлений:
результаты исследования, конкретные выводы регулярно представлялись на обсуждение научного сообщества и нашли свое отражение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских конференциях, симпозиумах, семинарах в виде статей, докладов, тезисов выступлений и сообщений;
— выработанные в ходе исследования методологические и методические подходы стали основой при проведении социологических исследований по проблемам образования; результаты исследований широко используются в учебно-воспитательной, методологической и преподавательской работе в Алтайском государственном техническом университете, Бийском технологическом и Рубцовском индустриальном институтах.
Структура и содержание диссертационного исследования определены его целью и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, приложений.
15
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
На рубеже веков снова и снова ставятся проблемы о роли и месте образования как социального института в структуре общества, о его способности трансформировать или даже кардинально менять вектор социального прогресса, придавая этому движению новый импульс или способствуя его торможению. Приобретает новое звучание старый философско-методологический вопрос: обречены ли системы образования быть лишь “вторичным отражением”, “сколком” общества, уровня его технолого-экономического и социально-политического развития, или же способны быть относительно самостоятельным и весьма существенным фактором прогресса, во многом определяющим исторические судьбы государств, наций, предотвращающих опасность утверждения на Земле “нового тоталитарного порядка” под эгидой “золотого миллиарда” и властителей транснациональных корпораций. Наивность представлений просветителей ХУН-ХУШ века, что распространение знаний является главной определяющей силой общественного развития - очевидна (95,С. 21-35).
Вместе с тем, бесспорен факт возрастающего влияния систем образования на все другие сферы производства общественной жизни. Более того,
Н.Н.Моисеев, Дж.Гелбрейт, А.Тоффлср, А.Печчеи и многие другие известные аналитики при всем различии их мировоззренческих и методологических позиций, едины в надеждах на образование как возможный фактор предотвращения всемирно апокалипсической катастрофы. Актуальность теоретико-методологических проблем образования (техническое — не исключение) для нашей страны очевидна, ибо главная задача образования помочь обществу и индивиду выстоять в условиях ломки и распада,
16