Ви є тут

Социальная инклюзия студентов как функция учреждения среднего профессионального образования

Автор: 
Россихина Ирина Геннадиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300321
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................
Глава 1. Теоретико-методологические основания и результаты исследования рисков социальной эксклюзии студентов учреждений среднего профессионального образования............
1.1. Социальная эксклюзия и инклюзия: соотношение понятий и существующие подходы к анализу..............
1.2. Применимость концепции социальной эксклюзии к анализу проблем современной российской молодежи.......
1.3. Риски социальной эксклюзии студентов учреждений среднего профессионального образования как следствие недостаточной ресурсной обеспеченности................
Глава 2. Механизмы реализации функции социальной инклюзии студентов в учреждении среднего профессионального образования...................................................
2.1. Учреждение среднего профессионального образования как агент социальной инклюзии.........................
2.2. Учреждение среднего профессионального образования: создание социального капитала и укрепление социальных связей студента.......................................
2.3. Пополнение культурных ресурсов студентов в учреждении среднего профессионального образования.....
Заключение...................................................
Литература...................................................
Приложения...................................................
3
.17
17
34
51
71
71
92
117
140
144
156
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной- России с ее чрезвычайно высокой степенью социальной дифференциации проблемы социального неравенства приобретают большое значение в жизни каждого-гражданина и общества в целом-. Ученые обращают внимание на возникновение новой- формы социального расслоения, когда, общество оказывается разделенным по горизонтали на социальный мейнстрим и социально исключенных. Процессы исключения разрушают социальную солидарность и вытесняют исключенных на периферию социального пространства, приводя к утрате- ими связей- с обществом. Социально исключенные составляют устойчивую и довольно многочисленную группу современного российского общества (порядка 12-13% по мнению исследователей Института социологии РАН)1.
Особенно тревожно, что риску исключения подвержена молодежь, которая вступает во взрослую жизнь и становится субъектом общественного воспроизводства. Риск социального исключения весьма велик для молодых людей из семей, не обладающих достаточными экономическими, социальными, культурно-образовательными, и пр. ресурсами. Это, в частности, молодые люди из малообеспеченных семей, чьи родители имеют низкий образовательный уровень, молодежь из сельской глубинки, сироты, инвалиды.
Преодоление социальной эксклюзии, снижение ее рисков становится важнейшей задачей российской социальной политики и функцией социальных институтов как гарантов стабильности общества. Понятие социальной инклюзии постепенно входит в научный и социально-политический дискурс, причем чаще всего речь идет об инклюзии в образовании. Особенно широко обсуждается- инклюзивное образование-детей-инвалидов, под которым понимают преимущественно их совместное
1 Модернизация социальной структуры современного российского общества / Отв. ред.
З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАИ, 2008. С. 129.
Ковалевские чтения» (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2009 г.); X Юбилейной Всероссийской научно - практической конференции «Стратегия развития современной России: проблемы и перспективы» (г. Сочи, май 2010 г.); Ростовском молодежном научно-практическом форуме «Молодежная инициатива - 2010» (г. Ростов-на-Дону, февраль 2010 г.); Всероссийской научно - практической конференции «Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия» (г. Адлер, октябрь 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях
модернизации образования» (г. Ростов-на-Дону, ноябрь 2010 г.).
Результаты исследования апробированы автором в процессе организации воспитательной работы в учреждении среднего
профессионального образования - Ростовском-на-Дону автодорожном колледже с 2003 по 2010 г.
Содержание работы отражено в 8 публикациях общим объемом 10,7
п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), приложений, заключения и списка литературы. Объем текста диссертации - 174 страницы.
16
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО.* ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЬГСоциальная-эксклюзия и инклюзия: соотношение понятий и-> существующие подходы к анализу
В 80-х г.г. в европейской социологии произошла смена парадигмы от употребления дефиниции «бедность» к употреблению дефиниции «эксклюзия» (буквально, «отграничение», «вывод за пределы, границу»). Стоящее за этим процессом понимание «эксклюзии» и «инклюзии» уходит корнями во французскую социологическую традицию.
Концепции социальной эксклюзии и противоположной ей социальной инклюзии были разработаны Европейским союзом-для объединения усилий общественных институтов европейских государств по борьбе с бедностью и социальными проблемами. По сравнению с ранее применявшейся концепцией «бедности» эта концепция гораздо более всеобъемлющая, поэтому можно с уверенностью говорить о ее «многомерности»; вместо того, чтобы охватывать конкретные жизненные потребности, эта концепция анализирует относительную- позицию отдельных групп внутри- того или иного общества.
Социологическое толкование эксклюзии основано на базовом представлении об обществе как коллективе, открывающем необходимые жизненные возможности для своих членов. Включение индивида в систему социальной солидарности представляет собой- гу главную предпосылку, благодаря которой создаются другие возможности достижения определенного уровня благосостояния и качества жизни. Согласно такому пониманию эксклюзии социальные риски в первую очередь усматриваются не в недостатке средств для существования личности, а гораздо глубже, в
17