Ви є тут

Молодежь в системе регионального государственного управления на современном этапе развития российского общества : на материалах Забайкальского края

Автор: 
Макарова Ольга Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299664
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ, ЗАНЯТОЙ В СИСТЕМЕ РЕГ ИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА......................................................13
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа
российского общества.......................................13
1.2 Понятие системы регионального государственного управления
в современном обществоведении..............................37
1.3 Методика исследования участия молодежи
в системе регионального государственного управления........64
ГЛАВА 2 ФОРМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ... 76
2.1. Место молодежи в представительных органах регионального государственного управления и ее социальные характеристики 76
2.2. Основные тенденции изменения социального состава молодежи, участвующей в исполнительных органах государственной власти.... 102
2.3. Молодежь в системе судебных органов власти.............130
2.4. Участие молодежи в общественной деятельности как один из путей подготовки к государственному управлению..................149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................172
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................179
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании; В условиях трансформации российского общества особое значение приобретает вопрос о повышении эффективности государственного управления. Одним из основных средств решения этой проблемы является привлечение молодежи в структуры государственной власти. Молодые специалисты могли бы. внести новые взгляды, способы решения существующих проблем, а их деятельность в органах государственной власти могла.бы способствовать реализации новых инициатив, идей, созданию инновационного потенциала развития, новых форм и способов осуществления отношений государственных органов власти с населением, а также формированию нового поколения управленческих кадров.
К сожалению, социально-политические и экономические преобразования последних лет в России разрушили прежний механизм включенности молодых людей в общественную жизнь, их взаимодействие с различными государственными институтами. Сегодня молодежь.Российской Федерации незначительно представлена в деятельности государственных органов власти, особенно в законодательной ветви (12,6% от общей численности). Она не активна в общественной деятельности (не более 10% молодежи России охвачены деятельностью общественных институтов), мало интересуется политической жизнью страны, региона, что отрицательно влияет па реформирование государственного управления. ‘
Принципиальное изменение роли молодых специалистов, как инновационного потенциала развития, является одной из особенностей проводимой кадровой реформы государственной службы, ставящей в основу данного процесса молодые кадры как активного субъекта.
Изложенное выше обуславливает актуальность и значимость молодежи в государственном управлении, как для общества в целом, так и его отдельных регионов в условиях трансформирующегося российского социума.
3
го обществознания (вне зависимости от идеологических, мировоззренческих позиций) не позволяет создать адекватный социальный портрет молодежи.
Как указывают эти же исследователи, на основании новой синергетической парадигмы социального познания становится более понятной правомерность разнообразных подходов к определению понятий «молодежь», «молодость», «поколение», продуктивность интегративного подхода. Он нацелен не на выделение единственно истинного понимания, а на реализацию принципа дополнительности.
Ученые А.И. Ковалева и В.А. Луков предложили поэтапно рассмотреть определение молодежи как социокультурного явления. Молодежь - это: 1) особая социально-демографическая группа, которую составляют люди, (а) осваивающие и присваивающие социальную субъективность, т.е. объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть активным началом (деятелем, творцом) социальной реальности, (б) имеющие социальный статус молодых и (в) являющиеся по самоидентификации молодыми, а также 2) ценности этой социальной группы и 3) выражающий их символический и предметный мир31.
При этом полемика между учеными по поводу определения понятия молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Поэтому учеными выделяются разные подходы к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиционные классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Но при сопоставлении подходов к определению понятия «молодежь» оказывается, что каждое из них фиксирует ее реальные и значимые черты и особенности, но, ни одно не является исчерпывающим.
В современной западной социологии наиболее распространенными являются следующие подходы к проблемам молодежи:
Ковалева А.И. Социология молодежи: теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В.А. Луков. - М.: Социум, 1999.-С. 262-263.
, - антропологический, включающий в себя попытки исследовать молодежь методами социальной'психологии и психоанализа;
- культурологический, в основе которого лежит теория поколений К. Мангейма;
- интеграционный, заключающийся в попытках синтезировать в разных сочетаниях два первых подхода.
На сегодняшний день — отмечает Ф.С. Кудзаева - в кругах социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социальнодемографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социальнопсихологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодежи как социального феномена''2. Поэтому молодежь определяется как специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся как объектом, так и субъектом общественного воздействия.
Для нашего исследования интерес вызывает субъективный подход, который определяет молодость как особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.
В контексте нашей работы мы будем ориентироваться на определение молодежи, данное А.И. Ковалевой и В.А. Луковым, так как данный подход позволяет выделить те компоненты и элементы, которые должно включать
32 Кудзаева Ф.С. Молодежь как особая группа в социальной структуре общества / Ф.С. Кудзаева // Юридические науки: труды молодых ученых, 2009. -№ 2. - С. 127.
23