2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Социально-политическая структура современной российской провинции
Введение
Глава 1 Политико-методологические
проблемы исследования регионализации современной России
1.1 Социологическое содержание регионализации
1.2. Политическое пространство российской провинции
Глава 2 Региональные аспекты
взаимодействия общества и власти
2.1. Социальная база демократизации региональной власти
2.2. Основные противоречия социально-политических отношений в регионе
Заключение
Список литературы
Стр.
3
16
25
48
64
72
85
102
105
ВВЕДЕНИЕ.
Современное развитие политической жизни в российских регионах требует комплексного подхода к анализу ее основных тенденций и закономерностей. На начальном этапе реформирования общества и в теоретическом. и в практическом плане стояли задачи становления политических институтов, воплощаюицих в своих качествах новый социальный порядок. Главным было концептуальное осмысление и организационное оформление отдельных элементов
регионального политического пространства: исполнительной, законодательной, судебной властей, местного
самоуправления, партийной системы, общественных движений. Многое было подтверждено и закреплено последующим политическим опытом, ряд явлений и положений не выдержал проверку временем. В тот период внимание обращалось в основном на отдельные участки политического процесса. Целостного видения ситуации не было. В настоящее время актуализировалась проблема взаимодействия, единства, целостности основных элементов политического пространства. Закономерности политических изменений в регионах стали определяться в значительной степени характером взаимодействия между этими элементами. Возникла проблема системной оценки политической жизни, учета широкого спектра социальных обстоятельств. Тем самым обозначилась ограниченность прежнего поэлементного подхода к политическим явлениям в провинции, актуализировался вопрос о целостной и законченной структуре этих явлений, о структуризации политики в регионах.
Углубление социальной дифференциации в обществе, в том числе и в провинции, также сказалось на практической политике и на характере научных исследований на данную тему. Рассогласованность в действиях и в функциях отдельных
10
которых дается общая оценка тенденций формирования нового политического порядка в России, в контексте чего складывается принципиально новая социально-политическая структура провинции. В силу более общей постановки вопросов в данных работах специального внимания регионам не уделяется. Их анализ является составной частью научного взгляда на общефедеральные проблемы политики. Тем не менее, данный общий взгляд позволил более или менее четко уловить логику происходящих изменений, понять общий ход реформирования властных структур и местного самоуправления, закономерности федерализации и политической регионализации.
Можно выделить специальный блок научной литературы, в которой регионам уделяется основное внимание1. Регионы рассматриваются в качестве специфического уровня социально-политической организации общества, как особая политическая его подсистема. Особое место уделяется проблемам становления местной власти и общественного
государственной власти. М., 1994; Парламентаризм в России: опыт и перспективы. М., 1994; Румянцев О.Г. Основы
конструкционного строя в России (понятия, содержание, вопросы становления). М., 1994; Дыльнов Г.В.
Законодательная власть в правовом государстве ( социологический аспект). М., 1995; Рыбкин И.П. Российский парламентаризм: история, методология, проблемы. М., 1995 и ДР-
См.: Макар ычев A.C. Федерализм и регионализм:
европейские традиции, российские перспективы //Полис. 1994. № 4-5; Проблемы теории самоорганизации общества и
самоуправления регионов. Саранск, 1996: Федерализм и
региональная политика. Проблемы России и зарубежный опыт. Сб. Науч. Трудов. Под ред. В.Е.Селиверстовой. В трех выпусках. Новосибирск, 1995-1 996.
11
самоуправления, которые в своем единстве и взаимодействии обеспечивают целостность политического пространства провинции. И местная власть, и общественное самоуправление характеризуется преимущественно с точки зрения всех организационно-правовых аспектов, в плане развития регионального законодательства по этим вопросам. Правовой аспект явно доминирует над политико-социальной оценкой политических событий. Политико-юридический процесс как бы задает тон и определяет основные тенденции политических изменений. Массовое политическое действие рассматривается с точки зрения соблюдения и поддержания правового регламента. В данном случае региональная административная элита вольно или невольно выступает в качестве основного социального индикатора политических изменений. В ее профессиональных качествах якобы наиболее отчетливо обнаруживают себя наиболее перспективные тенденции в социальной структуре и в политической системе общества.
Существует довольно широкий круг научных работ по политическим проблемам массовых движений в регионах
общественных в различных организационных формах: в
партийных организациях, в общественном самоуправлении, в общественных движениях, в различных политических акциях1. Это своего рода социальное основание политического структурирования регионов. Движение, так сказать, снизу, спонтанное проявление социально-политической инициативы. К сожалению, оно не может пока оцениваться однозначно,
1 См.: Андреев Е.М. Новая социальная реальность: основные черты и способы движения //Социально-политический журнал. 1994. № 3-6 ; Социальные конфликты в современном обществе. М., 1993; Бойков . В.Э. Социально-экономических фактор
развития российского общества //Социс 1 995. № 11;
Сперанский В.И. Конфликтогенные факторы социальной
напряженности //Социально-политический журнал. 1996. № 1.
- Київ+380960830922