Ви є тут

Некоммерческий сектор как социальный институт : На примере социального обслуживания населения

Автор: 
Хухлина Валентина Владимировна
Тип роботи: 
На примере социального обслуживания населения
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
161
Артикул:
1000267223
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА......................................22
1.1 Место некоммерческого сектора как социального института в структуре общества.........................................22
1.2 Сущность и характерные черты некоммерческого сектора 46
Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 69
2.1 Деятельность некоммерческого сектора и государственных структур в социальной сфере................................70
2.2 Анализ деятельности некоммерческих организаций в социальной поддержке населения........................................96
Заключение................................................119
Список литературы.........................................130
Приложения................................................142
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью теоретического обоснования новых подходов к проблеме институционализации некоммерческого сектора в процессе трансформации социума в постсоветском пространстве. Изменения, происходящие в современном российском обществе, привели к возникновению новых социальных институтов, новых форм общественных «самодеятельных» формирований, к числу которых относится и исследуемый нами социальный институт некоммерческого сектора. Переход от централизованной экономики к рыночной повлёк за собой неизбежную структурную трансформацию системы социальных отношений, обозначаемых современными отечественными и зарубежными социологами и политологами как «построение гражданского общества».
Повышенное внимание социологической науки к деятельности организаций некоммерческого сектора, особенно в социальной сфере, вызвано возникновением такого феномена как «кризис государства», имевшего место за последние 20 лет практически во всех частях света.
Прежде всего, он связан с происходящей в мире «глобальной общественной революцией»,1 выражающейся во «взрыве» организованной частной волонтерской (добровольческой) деятельности, ростом самоопределения личности в современном обществе. Информационная революция последних двух десятилетий привела к увеличению в среднем классе числа людей, неудовлетворенных существующими возможностями самовыражения в экономической и
1 Лсстор М.Саломон, Хельмут К Анхайер Появляющийся сектор. Новые данные. НО взаимодействии организаций третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт . - М.: Ьлаготноршельный гуманитарный фонд им.П.Л.Флоренского, 1999. С.88
15
познания, конкретно-исторического подхода и структурнофункционального анализа. Кроме того, в своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях по проблемам развития некоммерческого сектора отечественных и зарубежных авторов.
В процессе исследования диссертант руководствовался принципами системного подхода, использовал логический анализ процессов социального развития общества, метод диалектической оценки эмпирических данных.
Материалом для теоретических выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам деятельности некоммерческого сектора, социального партнёрства в целом и его отдельных направлений. При анализе поставленной проблемы были использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, Федеральное законодательство, Постановления Правительства РФ, документы Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы, Законы Москвы и акты г. Москвы, а также материалы конференций и симпозиумов, освещающих проблемы становления некоммерческого сектора и его взаимодействия с государственными структурами в системе социального обслуживания различных категорий населения.
Цель диссертационного исследования. Целью исследования выступает социологический анализ процессов становления некоммерческого сектора на современном этапе развития гражданского общества, раскрытие основных тенденций, общих закономерностей и особенностей, механизмов его взаимодействия с государственными структурами в системе социального обслуживания населения.
м з,Ю0. Ускина НК. Институциональное обеспечение —„ой — —х людей (Геронте-социологический анализ). Антореф. дис. канд. социол. наук М.. 2000.
16
Для достижения данной цели в диссертации ставятся следующие задачи:
■ определение сущности некоммерческого сектора, его роли и места как нового социального института в структуре современного российского общества;
■ обоснование основных предпосылок возникновения некоммерческого сектора в сфере социального обслуживания населения;
■ анализ развития некоммерческого сектора в современных условиях;
■ выявление особенностей функционирования некоммерческого сектора в России в условиях социально-экономического кризиса;
■ разработка классификационных признаков и основных функций некоммерческого сектора в социальной сфере общества;
■ исследование путей взаимодействия некоммерческого сектора и государственных структур в организации социальной поддержки различных категорий населения.
Объектом исследования выступает некоммерческий сектор как новый социальный институт.
Предметом исследования является деятельность некоммерческих организаций в системе социального обслуживания различных категорий населения.
Эмпирическую основу диссертации составили данные государственной статистики, материалов конкретных социологических исследований, полученных в рамках проекта «Социальное партнёрство и развитие местных сообществ», проводимого в Архангельской, Орловской, Саратовской и Тюменской областях (1995-1997гг.), материалы социологического исследования «Современное состояние и динамика развития некоммерческого сектора в Самарской области» (1997-1998гг.) в рамках программы «Поддержка общественных инициатив в области демократических и экономических реформ в