Ви є тут

Местное самоуправление как фактор развития гражданского общества в России

Автор: 
Гоголева Елена Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192499
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение........................................................3
Глава 1. Взаимовлияние развития местного самоуправления и
гражданского общества: теоретико-методологический анализ............15
1.1. Местное самоуправление как элемент гражданского общества 15
1.2. Модели взаимодействия органов местного самоуправления и местного сообщества: зарубежный опыт..................................33
Глава 2. Эволюция местного самоуправления в современной России............................................................... 53
2.1. Институционализация местного самоуправления в условиях трансформации российского общества.......................................53
2.2. Социальное партнерство как стратегия взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления......................78
Глава 3. Оптимизация процесса взаимодействия органов местного самоуправления и местного сообщества................................94
3.1. Участие граждан в местном самоуправлении.................94
3.2. Особенности функционирования служб по связям с общественностью в органах местного самоуправления.............................130
Заключение.................................................. 172
Библиографический список.....................................178
Приложение................................................. 197
Введение
Актуальность исследования. В современной России происходят сложные преобразования во всех сферах общественной жизни, продолжается поиск наиболее эффективной модели развития государства и общества. В такой ситуации принципиально важной и актуальной становится задача выявления форм и механизмов взаимоотношений гражданского общества и государства. Особое значение приобретает деятельность института местного самоуправления, который является важным каналом взаимодействия субъектов общественной жизни. Именно на уровне местного самоуправления достигается оптимальный баланс и сочетание общегосударственных и местных интересов. Это делает местное самоуправление особым структурным компонентом как государства, так и гражданского общества, обеспечивающим устойчивость и демократический характер всей системы властных отношений.
Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику: практика реформирования местного самоуправления в постсоветский период не позволила создать оптимальные механизмы жизнеобеспечения муниципальных образований. Сложившаяся проблемная ситуация в этой области обусловливает необходимость определения перспектив функционирования местного самоуправления, его влияния на развитие гражданскою общества, совершенствования местного самоуправления и активизации участия населения в деятельности данного института.
Современный этап реформирования местного самоуправления в России, связанный с разработкой и принятием нового Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г.), основные положения которого вступят в действие на территории страны с января 2006 года, предполагает изменение роли местного самоуправления в структуре публичной власти, что повышает уровень требований со стороны населения к деятельности органов местного самоуправления и качеству принимаемых ими решений. Однако результат
ции, выходят за пределы вопросов местного значения и должны действовать как инструмент государственного управления.
Именно данная позиция позволяет считать местное самоуправление особым элементом государства и общества, существующим одновременно как в структуре государственного устройства, так и в структуре гражданского общества, «проникающим» в обе эти сферы, объединяющим их в определенное целое и существенно влияющим на развитие как одного, гак и другого.
Рассмотренные концептуальные подходы легли в основу современных моделей местного самоуправления. В Европе были сформированы две основные модели местного самоуправления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру - англосаксонская и континентальная.
Для англосаксонской модели, получившей свое распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах, характерны следующие черты:
- высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего, со стороны населения;
- отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
- отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).
Основной принцип здесь: «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий». Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Итак,
данная модель в большей степени соответствует общинной теории самоуправления16.
Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки. Для нее характерны следующие черты:
- сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
- ограниченная автономия местного самоуправления, наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления17.
Данная форма организации местного самоуправления отражает противоположную по сравнению с предыдущей моделью тенденцию и соответствует государственной теории местного самоуправления.
Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в виду, что в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем. К тому же, в некоторых странах (Австрия, Германия, Япония) функционирует смешанная («гибридная») модель местного самоуправления, которая имеет
16 Chandler J.A. Public policymaking for local government/ J.A. Chandler. - London: Croom Helm, 1989. - Vol. X. -225 p.
17 Mcny J. Government and politics in Western Europe: Britain, France, Italy, West Germany/ J. Mcny- Oxford: Univ. press, 1990. - Vol. XIII. - 560 p.