Ви є тут

Социальная реабилитация безнадзорных детей и подростков в современной России : Социологический аспект

Автор: 
Дулинова Любовь Тимофеевна
Тип роботи: 
Социологический аспект
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
132
Артикул:
1000286132
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗНАДЗОРНОСТИ.............................13
1.1. Процесс социальной дезадаптации детей и подростов.14
1.2. Сущность социальной реабилитации дезадаптированных
ДЕТЕЙ.................................................45
П. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.........................58
2.1. Нормативно-организационные аспекты защиты детей в российском обществе..................................58
2.2. Социальная характеристика безнадзорных детей......74
2.3. Современные подходы к организации социальной РЕАБИЛИТАЦИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.........93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
120
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Процесс построения новых экономических отношений и правового государства в Российской Федерации сопровождается многомерной социальной трансформацией. Эта трансформация затрагивает все слои и группы общества, в том числе и детей, оказавшихся вне существующих в стране социальных институтов, лишившихся родительского попечения и родственных связей.
По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в 1999 году было зарегистрировано свыше 600 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 70% воспитывались в семьях, остальные в интернатных учреждениях. Свыше 60 тысяч детей ежегодно доставлялись в приемники-распределители Министерства внутренних дел РФ, в том числе более половины из них самовольно ушли из семьи.
Выбитые из жизненной колеи, безнадзорные дети, как правило, социально дезадаптированы, для них характерны разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие.
Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях являются продолжающееся ухудшение уровня жизни российской семьи, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, пьянство и аморальный образ жизни, увеличение числа разводов и неполных семей.
Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безрабо-
12
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.
і
13
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
Состояние безнадзорности детей и подростков рано или поздно приводит их к социальной дезадаптации, то есть утрате тех способностей и навыков, которые позволяют индивидам функционировать в обществе, подчиняться его нормам и правилам, иметь соответствующий социальный статус. В ряде случаев ребенок, его семья, его ближайшее социальное окружение могут самостоятельно устранить последствия такой утраты социофункционал ьных свойств, в других ситуациях им для этого необходима целенаправленная профессиональная помощь. Социальная реабилитация является комплексным процессом, требующим объединения усилий различных государственных и общественных структур, семьи, школы.
Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных людей приобретают особенно большое значение в обществе, в котором признается высокая ценность каждого индивида как личности и ответственность общества за благополучие и благоприятное самочувствие этого индивида. Такие условия могут создаваться только в демократическом обществе и социальном государстве. Поэтому естественно, что термин «реабилитация» в социальном смысле начал применяться сравнительно недавно. Прежде он использовался в юридически-правовом значении - как восстановление в правах, а также в медицинском или, точнее, в медикосоциальном значении как восстановление здоровья и трудоспособности тяжело болевших лиц или инвалидов.
Только в последние десятилетия укоренилось представление о том, что расстройство адаптации индивида к обществу может явиться следствием не только его поражения в правах или ослабления физиологических и психических приспособительных механизмов, но также и результатом достаточно многих социальных процессов. Индивиды, утратившие способ-