СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение.............................................................3
Глава I. Зарубежные и отечественные гендерные исследования о стату сных ролях российских женщин в период социальных трансформаций............................................18
§ 1.1. Зарубежная феминистская мысль о проблемах адаптации российских женщин к новым социально-экономическим
и политическим условиям.....................................18
§1.2. Отечественные гендерные исследования о специфике
гендерных отношений в России................................43
Глава II. Положение российской женщины
в период радикальных социальных изменений..................63
§2.1. Мужчина и женщина: гендерные роли и взаимные претензии 63
§ 2.2. Гендерные основания изменения социального статуса..........92
§ 2.3. Гендерные роли и траектории социальных изменений..........126
Заключение.........................................................159
Список использованных источников и литературы......................168
а
Приложение. Краткая характеристика данных эмпирического
исследования.........................................199
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Радикальные общественные преобразования, начавшиеся в России в середине 1980-х гг., приобрели всеобъемлющий характер, охватив сферы политики, экономики, социальной и культурной жизни. Системные социальные трансформации, происходящие в нашей стране, затрагивают интересы всех слоев и групп российского общества и, не в последнюю очередь, интересы женщин.
90-е годы XX — начало XXI веков характеризуются совершенствованием правовых основ государственного обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин в Российской Федерации. В этот период был создан и действует государственный механизм по улучшению положения женщин и обеспечению гендерного равенства: созданы соответствующие комиссии и комитеты в органах законодательной и исполнительной власти; в структуре Министерства труда и социального развития действует Департамент по делам детей, женщин и семьи; в 2001 году принят Национальный план действий по улучшению положения женщин в РФ на 2001-2005 годы; Государственная дума утвердила «Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». В 2002 году Министерством труда и социального развития РФ совместно с группой ученых разработана «Гендерная стратегия России». В настоящее время по инициативе ряда женских общественных объединений при поддержке Государственной думы разрабатывается законопроект «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в Российской Федерации».
Вместе с тем, на фоне принятия государственных решений по защите интересов женщин и продвижению идей гендерного равенства в обществе наметились негативные тенденции по снижению социально-экономического статуса женщин, ухудшению состояния их здоровья, сни-
19
бые качества, ассоциируемые с женственностью и мужественностью, отличные от биологического термина секс»1. Американские ученые Кэндес Уэст и Дон Зиммерман понимают под гендером деятельность по организации поведения людей в соответствии с нормативными представлениями о межличностных отношениях и действиях, характеризующих принадлежность полу»2.
По мнению зарубежных исследователей, «то, как мы воспринимаем, анализируем, критикуем мир, в котором живем, все определено гендером. Гендер влияет не только на образ жизни людей, но и на то, что они имеют, как думают, воспринимают реальность»3. «Гендер — иерархически организованное отношение мужского доминирования и женского подчинения, созданного и воспроизведенного в комплексном, многостороннем процессе, неотделимом от структур, институтов, и различных форм практики в обществе. Эта система определяет, что гендерная дихотомия и иерархия существуют на всех уровнях (символическом, структурном и индивиду-
А
альном) гендерной системы» . Таким образом, термин гендер призван исключить биологический детерминизм, заключенный в понятии ьехиБ, приписывающий все социокультурные различия, связанные с полом, универсальным природным факторам.
Согласно гендерной методологии, гендерный статус, гендерно обусловленные модели поведения не задаются природой, а конструируются обществом, предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. Основные методологические положения гендерного
1 Boles К. Janet and Diana Long Hoeveler. From the Goddess to the Glass Ceiling. A Dictionary of Feminism. Lanham, New York, London, 1996. P. 140.
2 Уэт Кэндес, Зиммерман Дон. Создание гендера // Гендерные тетради. (Материалы текущих исследований). Вып. 1. СПб., 1997. С. 96.
3 Peterson V. Spike and Anne Sisson Runyan. Global Gender Issues. Dilemmas in World Politics. Oxford: West view Press, 1993. P. 10.
4 Liljestrom Marianne. The Soviet Gender System: The Ideological Construction of Femininity and Masculinity in the 1970-s // Gender Restructuring in Russian Studies. Conference papers. Helsinki, August, 1992; Tampere, 1993. P. 163.
20
подхода основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это «культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; самоидентификация личности»1. Термин гендер используется при описании социальных, культурных, психологических сравнительных характеристик мужчин и женщин. Под гендерным подходом понимается «выделение всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин и мужчин»2.
В зарубежной теоретической феминистской мысли представлены несколько течений, имеющих в своей основе различные методологические подходы к решению проблемы социального неравенства полов. Это радикальный феминизм, представители которого определяют мужскую доми-нацию как «главную форму угнетения женщин как социальнодемографической группы, а угнетение женщин как наиболее широко распространенную и наиболее сильную форму угнетения»3. Сторонники этого течения призывают покончить не только с капитализмом, но и с гетеросексуальной семьей как патриархатным экономическим институтом и институтом воспитания детей в рамках традиционной гендерной системы, которая транслирует угнетенное положение женщины в обществе4.
1 Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999. С. 9.
2 Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщины. Гендер. Культура. М., 1999. С. 16.
3 Firestone Shulamith. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution. New York: Bantam Books, 1971: Atwood Margaret. The Handmaid's Tale. New York: Fawcett Crest books, 1985; Banks Joseph A. and Banks Olive. Feminism and Family Planning in Victorian England. Liverpool: Liverpool University Press, 1964: Eisenstein Jillah R. The Female Body and the Law. Berkley: University of California Press, 1988: Petehesky Rosaline Pollack. Reproductive Freedom: Beyond a women's Rights to Choose // Signs. № 5. P. 661-685; Piercy Marge. Woman on the Edge of Time. New York: Faweett Crest Books, 1976.
4 См.: Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. С.188.
- Київ+380960830922