Ви є тут

Процессы социализации и реабилитации молодежи Московской области: деятельность общественных организаций и муниципальных служб

Автор: 
Воронцова Елена Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301013
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....;......................................................3
ГЛАВА 1. Процессы социализации и реабилитации в современной России: теория и практика
1.1 Сопоставительный анализ концепций социализации и девиации и тенденции развития теории в современных, условиях ..................20
1.2 Условия социального конструирования девиаций в процессе вторичной социализации .......................................................43
1.3 Традиционные и инновационные технологии в процессах социализации и социальной реабилитации молодежи ...................................70
ГЛАВА 2. Социологический анализ современных тенденций в процессах социализации и реабилитации: на материалах эмпирических исследований в Московской области
2.1. Реализация молодежной политики и проблемы взаимодействия субъектов
социализации.....................................................94
2.2. Структура пространства социализации и реабилитации в муниципальных образованиях Московской области: формирование, динамика, взаимодействие................................................. 117
2.3. Социальные технологии микроуровня: взаимосвязь инновационных и
традиционных основ в практике реабилитационной деятельности
муниципальных социальных служб..................................136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................177
ЛИТЕРАТУРА......................................................189
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................206
3
Введение.
Актуальность темы исследования. Процессы социализации в современном обществе проходят чрезвычайно противоречиво. Они осложняются кризисными ситуациями, которые ставят под угрозу наше будущее, т.к. нарушается воспроизводство основ общества, его принципов и норм. Социализация подростков и молодежи в современной России сопровождается многими девиационными процессами: рост алкоголизации и наркотизации, преступности и агрессивности в обществе. Смена общественно-политических, социо-культурпых основ усиливают эти процессы в большой степени.
Девиантное поведение подростков и молодежи - одна из самых сложных и важных социальных проблем современного общества. Социальные факторы, влияющие на девиантность поведения, многообразны. Они активно изучаются комплексом наук, среди которых социология занимает ведущее место. Среди самых насущных проблем, требующих активного деятельного вмешательства общества, — социализация подростков и молодежи девиантного поведения, профилактика девиации, а также реабилитация как на уровне общества в целом, с помощью макросоциальных технологий, так и на уровне индивидуально-личностном.
Нарастание в ходе социализации подростков и молодежи различных форм и проявлений девиантного поведения характеризуется такими показателями, как рост преступности, алкоголизма, наркомании, большой спектр деструктивных подростковых и молодежных субкультур и так называемая «немотивированная агрессия». По данным общероссийского мониторинга 2009 г., около половины всей численности подростков и молодежи (46,5% или 13,3 млн. чел.) относится к группе риска; 20,9% (более 6 млн. молодых людей и подростков) живут в семьях с неблагополучной
27
эмоциональные особенности. В-третьих, психические заболевания различной степени выраженности, п том числе имеющие внешние признаки, (такие как олигофрения, шизофрения и др.) существенно меняют тип поведения и нередко имеют признаки во внешности и психосоматической конституции человека.
В середине XX века это направление получило развитие в концепции акцентуации характера К.Леонгарда и А.Е.Личко, которая выявляет психологические особенности подросткового возраста, в том числе делающие именно эту возрастную группу очень подверженной различным типам девиаций. К.Леонгард предполагал наличие у каждого человека врожденной склонности к какой-либо особенности в поведении, сходной с темпераментом (акцентуации).1 Саму акцентуацию А.Е.Личко определил так: «Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим».2 Пока жизнь человека протекает в обычной обстановке и ничто не угрожает его психическому здоровью, акцептуации могут быть незаметны окружающим. Но в трудных жизненных ситуациях, превышающие наличные физические и психические силы человека (в особенности подростка, находящегося в состоянии переломного возраста), акцентуации могут стать не только явно заметны, но создать социальные психологические трудности для самого человека (подростка). Если же воздействие внешних обстоятельств окажется достаточно сильным, акцентуации могут стать пограничными или даже выразиться в психически отклоняющемся поведении. Особенности характера при акцентуациях не проявляются постоянно, а только в кризисных ситуациях и в
• 4
1 Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
2 Личко Л.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. С.289.
28
период становления характера, затем сглаживаются с повзрослением. «Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной», - писал А.ЕЛичко.1 В этом случае возможно воздействие на поведение подростка определенными социальными технологиями (в частности, технологиями адаптации) и достижение устойчивого эффекта. Форма проявления акцентуации запрограммирована, она есть у каждого человека. Более того, в ней же коренятся и условия выхода из кризисной ситуации, т.к. каждой акцентуации соответствует та или иная одаренность: например, лица с демонстративной акцентуацией («истероиды») могут стать хорошими актерами или лицами публичных профессий, лидерами в группе и руководителями; аффективно-застойная акцентуация может положительно проявиться в целенаправленности и настойчивости личности, продвигающейся к значимой для нее цели вопреки многим препятствиям, и т.д. Таким образом, девиантными личностями, по утверждению К.Леонгарда, «следовало бы называть только тех людей, которые до такой степени отклоняются от средней нормы, что даже при отсутствии внешне неблагоприятных условий испытывают трудности в приспособлении к жизни».2
Значимость этих концепций подтверждают исследования специфики девиаций у подростков. В диссертациях, защищенных в последние годы в нашей стране, их авторы (Н.Г. Кобусь, Т.А.Шилова, 0.10.Юрков и др.), доказали связь между определенным типом акцентуации и конкретной формой девиантного поведения у подростков. 3 Это направление исследований имеет особенное значение в контексте проблемы данной диссертации, т.к. позволяет
1 Личко А.Е.Ук. соч. С.290.
2 Леонгард К. Акцентуированные личности. // Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. С. 271.
3 Кобусь Н.Г. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф дисс ... канд. психол наук. М., 2006; Шилова Т.А. Социально-психологическая реабилитация аддиктивной личности подростка. М., 2004; Юрков 0.10. Личностно-психологические особенности подростков со склонностью к бродяжничестпу. Автореф. днсс.... к. психол. наук. 2006.
г