Социологический анализ потребления в среде российского
студенчества (На материалах г. Санкт-Петербурга)
Введение...............................................................3
Глава 1. Потребление, как предмет междисциплинарного исследования.
Концепция потребления в социальном поле студенчества..................17
§ 1. Формирование и развитие социологии потребления в истории
социологии............................................................18
§ 2. Потребление, как предмет междисциплинарного исследования......45
§ 3. Концепция потребления в социальном поле студенчества............67
Глава 2. Социологический анализ потребления в среде петербургского
студенчества..........................................................83
§ 1. Методы проведения прикладного исследования......................84
§ 2. Обоснование гипотез для работы с фактическим материалом.........97
§ 3. Верификация гипотез исследования и описание модели
потребительского поведения студентов Санкт-Петербурга.................105
Глава 3. Система влияний на потребительское поведение студентов.......150
§ 1. Анализ системы влияний на потребительское поведение студентов.. 151
§ 2. Студенческая потребительская культура.........................168
§ 3. Социологический анализ модели студенческого потребления.......199
Заключение............................................................218
Библиография..........................................................223
Приложения............................................................236
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность темы исследования.
Потребление - важнейшая часть жизни любого человека. Строго говоря, жизнь, даже в самой примитивной своей форме физического существования не возможна без удовлетворения, по крайней мерс, первичных потребностей. Потребление - есть процесс, пронизывающий все сферы жизни человека, процесс, зависимый в характеристиках своего протекания от множества факторов, равно, как и определяющий многие стороны жизни человека, групп людей, общества в целом.
В современном обществе, которое часто называют «обществом потребления», потребностям и процессам их удовлетворения придается все большее значение, человек перешел от стадии выживания в мире природы к той стадии своего развития, когда вопрос стоит в основном о том, как сделать жизнь максимально комфортной и приятной и отнюдь, не только в материальном плане. Свидетельством непрекращающегося роста сферы непроизводственного потребления в современных условиях общественного развития выступают такие показатели, как постоянный рост объемов потребительских рынков, развитие сферы услуг, ускоренные темпы прогресса в сфере разработки, производства и выведения на рынок потребительских товаров, лавинообразный характер распространения.услуг по потребительскому кредитованию, развитие и усложнение структуры таких прикладных дисциплин, ориентированных на изучение и формирование потребления, как маркетинг, поведение потребителей и пр.
Развитие и усложнение процессов потребления в нашей стране, совсем недавно прошедшей период перехода к новым экономическим и политическим условиям, на фоне мировых тенденций наиболее выражены. Для многих россиян процессы потребления в рамках свободной рыночной экономики до сих пор остаются новым видом активности. Постоянное появление на рынке новых' товаров и услуг,' разнообразие форм потребления и связанных с потреблением институтов, часто вызывают не только позитивные последствия.
23
работе «Покупательная способность денег» И. Фишера . На основе разработанной им модели исследователи Ф. Модильяни и Р. Брамберг создали теорию распределения сбережения в зависимости от жизненного цикла. При анализе стратегии сбережения экономисты не могли не обращаться к анализу потребления, потому что данные процессы находятся во. взаимодействии. И актор выбирает между сберегательной и потребляющей стратегиями. В качестве факторов воздействия в данной модели фигурировали и психологические механизмы,4 и рациональность экономического актора33. В этом же контексте историк экономики B.C. Автономов анализирует и работы М. Фридмена, создавшего теорию постоянного дохода34. Представляя потребление, как значимый фактор экономики, экономисты начала XX века
включали в анализ потребления такие составляющие, как располагаемые
%
ресурсы, вкусы и предпочтения потребителей, степень независимости выбора, рационализм потребителя. Таким образом, мы видим усложнение анализа, в котором принимались в расчет и социальные, и экономические, и психологические факторы.
Процессы потребления, помимо всего прочего, являются воплощением потребительского поведения человека. Таким образом, социологический анализ потребления не мог состояться без изучения поведенческих моментов, связанных с потреблением. Впрочем, и сама социология на определенном этапе , своею развития не может быть представлена без обращения к работам социальных психологов.
Так, развивая бихевиористскую теорию, разработанную Б. Скиннером,
В. Вундт35 и Г. Лундберг36 разрабатывали, в том числе, и теорию
потребительского поведения. В их представлении потребление, как и другие
« #
виды поведения человека есть реакция, возникающая • в ответ на внешние
32 И.Фишср Покупательная сила денег/ Сост., вступ. статья М.К. Бун кина, Л.М. Семенов.; Фишер И.; Дело;
2001 г.; 320 с.
33 Modilainy F., Brumberg R. Utility Analysis and the Consumption Function / Modilainy F., Brumbcrg R. - 1954.
34 Автономов В С. Модель человека в экономической науке / Автономов B.C. — СПб.: Экономическая школа,
1998. С. 29.
35 Вундт В. Проблемы психологии народов / Вильгельм Вундт. - СПб. (и др.]: Питер, 2001. - 159 с.
',6 Lundberg G. A. Social Research / Lundberg G. Л. - New York. 1929., Lundberg G. A. Trends in American Sociology / Lundberg G. A. - New York, 1929.
24
стимулы, усвоенные в виде потребностей. Именно, социальные психологи привнесли в исследования потребления, используемые сегодня методы получения информации. Например, исследования проводились с помощью дневников, интервью и специальных шкал.
Детальное исследование процессов потребления, как самостоятельного объекта исследования приводит к углублению и конкретизации знаний в данной области. Появляются типологии потребностей. Например, типы потребностей, выделенные А. Вагнером* используют и в современной социологии. Исследователь, опираясь на исторический материал, разделил потребности на первичные, удовлетворение, которых в своей необходимости связанно с законами природы и инстинктом самосохранения и вторичные, связанные с мотивом собственного интереса потребителя37. Вагнер проанализировал структуру вторичных потребностей и пришел к выводу, что она достаточно сложная и определяется самыми разными мотивами от эгоистического, до чувства-долга.
Еще более сложную типологию потребностей и систему их иерархии предложил А. Маслоу в рамках своей теории человеческой мотивации38. Пирамидальная система потребностей описывает не только сами потребности^ но и процесс их удовлетворения, то есть потребление. Впрочем, несмотря на широкую известность, теория Маслоу никогда не считалась бесспорной. Маслоу обвиняют и в недостаточном внимании социальным корням потребностей39. Впрочем, многочисленные примеры критики данной теории только усиливали внимание к проблемам потребления.
Анализируя социально-психологическую традицию в изучении потребления, нельзя не упомянуть о теории и практике психоанализа 3. Фрейда и его последователей. В рамках данного направления изучались подсознательные мотивы человеческого поведения, в том числе и потребительского. Психоанализ дал инструментарий, позволяющий
Wagner A., Nasse A Lehrbuch der politischen Okononlic / Wagner A., Nasse A. - Leipzig, 1879. Bd.l. S.9.
's Maslow A. A Theory of Human Motivation / Maslow A. // Psychological Review 1943.
° Trigg A. Deriving the Engel Curve: Pierre Bourdicu and the Social Critique of Maslow’s Hierarchy of Needs / Trigg A. // Review of Social Economy, Scp2004, Vol. 62 Issue 3, p393-406,
- Київ+380960830922