Ви є тут

Культурные ценности и досуг студентов середины 90-х годов

Автор: 
Матвеева Елена Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000265927
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАШШШЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Ценностные приоритеты студенчества
§ 1. Методологическое обоснование подходов к изучению ценностей студентов
§ 2. Условия и предпосылки изменения ценностных предпочтений современных студентов § 3. Ценностные приоритеты студентов середины 90-х годов
ГЛАВА И. Досуг в системе ценностей студентов
§ 1. Досуг как ценность в представлениях, современного студента
§ 2. Особенности отражения общехультурных ценностей в досуге студентов Бурятии § 3. Этнокультурные доминанты досуга студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
стр. 3
стр. II стр. 37 стр. 55
стр. 71 стр. 89 стр. 108 стр. 125 стр. 128
ПРИЛОЖЕНИЯ
стр. 142
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования продиктована происходящими изменениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в мировосприятии и мировоззрении людей.
Любая общественная система предполагает наличие неких разделяемых ее членами ценностей, которые “цементируют’', скрепляют связи между элементами социума.
Мировоззрение молодежи формируется в сложных условиях. Коллизии, происходящие в практике общественного обустройства, напрямую воздействуют на сферу личностного взросления современного поколения, чье призвание в будущем - репродуцировать на новом уровне общественные связи и отношения. От того, насколько верно будет сориентировано социальное воспитание молодежи, зависит будущее России.
Изучение настроений, ожиданий, ценностей и ценностных ориентаций студенчества, как авангарда молодежи, даст возможность, пока еще не поздно, переоценить и, насколько возможно, изменить современную ситуацию воспитания и образования. Это позволит обоснованно и грамотно обозначить направления государственной и общественной помощи молодежи в преодолений современных негативных тенденций в культуре и досуге; нацелит общественную мысль на урегулирование противоречий между духовным возрождением общества и проблемой экономической стабилизации государства.
Изучение ценности досуга сегодня актуально потому, что досуг молодежи является стратегическим пространством для всестороннего и обогащенного личностного развития. Изучение специфики отражения ценностей культуры в досуге и культурное освоение досугового пространства студенчества необходимо в силу социальной значимости этого отряда молодежи в общественном прогрессе.
13
Как утверждают исследователи1, ценности человека формируются под воздействием его потребностей. Поэтому удовлетворение потребности, которая з данный момент является доминантной, рождает- ценностное действие по отношению к ней. Таким образом, удовлетворяя потребности, которые выстроены иерархически в собственном сознании, индивид, тем самым, осуществляет- ценностно-рациональное действие; процесс удовлетворения потребности становится насущным желанием, ценностью в сознании данного индивида. Тахов, на наш взгляд, процесс удовлетворения простейших потребностей и, следовательно, формирования простейших ценностей, которые можно назвать жиэзееншше шйнгоостж это ценность жизни вообще и связанная с ней ценность питания, жилища, тепла, физиологические потребности организма; ценность социальная как качество физиологическое.
Однако, возникает вопрос: почему порой человек может- отказывать себе з пище, жизненном комфорте, других необходимых вещах ради идеи; почему порой человек жертвует самой дорогой ценностью, такой как собственная жизнь, ради продления жизни другого?
Дюркгейм Э. в своих работах отмечал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются обязательными и привлекательными, должными и желательными,2 так как челезех живет среди других подобных ему людей и поэтому должен придерживаться некоторых правил, присущих данному обществу и характерных данной исторической эпохе.
Коллектив создает некие коллективные идеалы. “Идеал может внедряться в любую вещь: он располагается где хочет. Тогда та или иная вещь, как бы
1 См., например: Парсонс Г. Человек в современном мире.- М, 1935; Здравомы слов А .Г. Потребности. Интересы. Ценности,- М., 1986
2 Mulligan G., Lederman В. Social Facts and Rules of Practic // American journal of sociology.- Vol. 83,- № 3,- 1977.- P. 539.
14
заурядна она ки была, оказывается выше всех”.1 “Коллективное мышление преобразует все, чего оно касается. Оно заменяет мир, познаваемый нами с помощью органов чувств, другим миром, который есть тень, отбрасываемая создаваемыми коллективным мышлением идеалами”.2
Так, под действием коллектива, общества, группы, происходит формирование иных ценностей, которые усваиваются личностью з процессе социализации и, в конце концов, опосредованно начинают довлеть над индивидуалистическими ценностями личности. Именно так возникла религия, считает Дюркгейм. Он определяет религию как “связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками.3 Так, индивид, вступая в любой коллектив и принимая его идеалы, там самым принимает его систему ценностей, выстраивая свое поведение относительно принятых социальных норм и ценностей.
Концепция социологизма Э. Дюрхгейма включает такие положения как:
1) признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам;
2) влияние социальной среды на индивидуальное сознание и поведение.'1
Однако, нельзя полностью уповать на доминирующее значение коллективных идеалов в сознании индивида. Именно поэтому при особом стечении обстоятельств и влиянии внешних и внутренних социальных и индивидуалистических раздражителей, личность может взбунтовать против довлеющих над ней коллективных ценностей и принять какие-то радикальные действия, преобра-
1 Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социология, ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.- С. 301.
2 Там же,- С. 302..
3 Jones R.A. On Understanding a sociological Classic // American journal of sociology.- Vol. 83.-№ 2,- 1977.-P. 282.
4 “Социологизм” Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества // Западная социология / И. Громов и др.- СПб, 1997,- С. 61-70.