Ви є тут

Социальные аспекты институциализации вещевого рынка

Автор: 
Григорьева Евгения Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
150
Артикул:
192003
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Основные методологические подходы к изучению процесса
институциализации товарных отношений...................................14
Глава 2. Динамика отношений занятости в малом бизнесе в
трансформирующемся российском обществе.................................44
Глава 3. Социальные отношения в бизнес-сообществе местного вещевого рынка
в период трансформации современного российского общества...............83
Заключение............................................................117
Использованная литература.............................................124
Приложения
3
Введение
Актуальность темы. Трансформация промышленности в России, переход от милитаризованной и плановой экономики к рыночной и ориентированной на производство потребительских товаров привели к значительной трансформации промышленности. Эти процессы происходили на фоне сокращения рабочих мест, нерегулярности выплаты заработной платы, снижения доходности и статуса занятости на производственных предприятиях, общего сокращения промышленного производства. Параллельно возникли новые ниши занятости и экономической деятельности, которые предоставили новые возможности для выживания избыточной рабочей силе, составили конкуренцию государственному сектору производства товаров и услуг.
Либерализация торговли привела к небывалому ранее расцвету малых и индивидуальных кооперативов, предприятий, а также возникновению масштабной уличной торговли, как стихийной, так и частично институциализированной. Это привело не только к расширению предложения на потребительском рынке, но и к формированию нового слоя самозанятых работников, кооперирующихся и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли. Первоначально стихийные и неформальные практики управления, занятости по мере развития рыночной экономики институциализируются и становятся все более регулируемыми и прозрачными для государственного и социального контроля.
Актуальность исследования «профессионального» сообщества торговцев в контексте социально-экономического развития России связана с процессом окончательного оформления разнообразных форм социальности, которая совпала с началом социальных, структурных и экономических трансформаций. Постепенно происходит формализация, адаптация к новым условиям различных составляющих социальной жизни, в том числе и сферы занятости, включая такие ее аспекты, которые находятся в связи с государственной социальной поли-
14
Глава 1. Основные методологические подходы к изу-
чению процесса институциализации товарных отношений
В современной России трансформация социальных, политических и экономических аспектов приводит к изменению трудовых отношений практически во всех профессиональных областях. Одной из них является такой сектор занятости, как вещевой рынок. Рынок в любом обществе представляет собой социальный институт, который координирует отношения в обществе и влияет на отнесение человека к той или иной ступени социальной иерархии через предписание определенных, порой стереотипных утверждений, статус которых со временем также трансформируется от недоброжелательного к толерантному, выделяя торговцев в определенную социальную группу. Это определённая повторяющаяся социальная практика, санкционирующая и поддерживающая социальные нормы, устоявшиеся со временем рамки поведения. Данный институт функционирует с целью распределения товаров.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что процесс институализации еще не завершен, хотя социальные практики сегодня достаточно регулярны и долговременны, но, пока они слабо регламентированы, правила игры трансформируются с учетом ситуации. По мнению В. Глотова, социальные институты выступают в качестве регуляторов процесса взаимодействия и взаимосвязей людей и призваны способствовать удовлетворению различных потребностей в конкретный исторический период существования [29, с. 18].
Уличная торговля в России играет большую роль, как в социальной, так и в экономической сферах. Переход к организованному бизнесу осуществляется постепенно, начиная от торговли, носящей запретный торговый характер до современных открытых узаконенных и регулируемых государством отношений. Проблема функционирования рынка существует в несопоставимости двух оппозиционных форм - форме контроля и форме защиты, регулируя которые вполне возможно вывести торговлю на более высокий институциональный уровень.
15
Рассмотрим данный социальный институт с точки зрения различных социологических подходов.
В теории структурации Э. Гидденса, дуализм между субъектом и объектом социальной реальности рассматривается с позиции двойственности структуры. Свойства структуры социальной системы развиваются благодаря различным формам социального поведения во времени и пространстве. Следовательно, функционирование института вещевого рынка можно понять, лишь поняв пространственно-временной контекст его существования. Такие социальные практики, как реализация товара по социальным сетям в годы советской власти разумно рассматривать источником увеличения числа легальных рынков. Обратимся к истории. Переход России к рынку, вслед за массовым дефицитом товаров, потребовал образования новых социально-экономических отношений. Менталитет советского общества предполагал иные рамки отношений, ценностей и взглядов, смена в социально-экономической системе спровоцировала возникновение других социальных институтов, что повело за собой переустройство социальной структуры в обществе. Новые закрытые формы отношений ознаменовали коренное изменение всех социальных сфер в нашей стране, появились новые богатые и новые бедные, усилилось социальное расслоение, образовались новые классы. Постепенно развитие рынков достигло небывалых масштабов.
С течением времени произошла эволюция торговых отношений: в годы СССР существовала проблема недопроизводства («дефицит товаров»), тогда как на сегодняшний день актуальна проблема сбыта («дефицит денег»). В годы советской власти в неформальном секторе экономики занято большое количество людей, которых в обществе называют спекулянтами. Они осуществляют незаконный или полулегальный сбыт промышленных товаров через социальные сети друзей и знакомых. С началом рыночных реформ в России происходит смена в практике производства и сбыта товаров. Вещевой рынок превращается в массовое явление, однако здесь остаются механизмы, которые можно охарактеризовать, как механизмы адаптации к новой, трансформированной структуре. В