Ви є тут

Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее : По материалам социологического исследования вузов Приморского края

Автор: 
Титкова Лидия Степановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274605
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
Стр.
...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа внутригрупповой конфликтности студентов
1.1. Теории конфликтов и их значимость для социологических
исследований малых групп......................................14
1.2. Особенности социализации современных студентов и ее
взаимодействие с конфликтностью студентов......................33
1.3. Концепции малой группы, в социолого - конфликтологическом
контексте......................................................59
1.4. Общие результаты теоретико-методологического рассмотрения
проблематики конфликтности академической группы................86
Глава 2. Опыт эмпирического социологического исследования
внутригрупповой конфликтности студентов вузов Приморского края
2.1. Программа, методы и инструментарий эмпирического исследования
внутригрупповой конфликтности........................................90
2.2. Результаты вторичного анализа данных социологических исследований конфликтности студентов...........................................99
2.3.Общие результаты социологических опросов студентов вузов Приморья.........................................................119
2.4.0сновные факторы внутригрупповой конфликтности студентов ... .126
2.5.Рекомендации по оптимизации внутригрупповых отношений студентов вузов............................................................144
Заключение........................................................149
Библиография......................................................154
Пр иложение
Введение
«Конфликт - это форма социализации»
Г. Зиммель
Актуальность темы исследования. Реформирование системы общественно-экономических отношений в 90-х гг. XX в., состояние кризиса, переоценка ценностей прошлого, сопровождающие переход российского общества в «качественно новое состояние сопряжен с существенными структурными изменениями», разрушаются старые образования и появляются новые элементы социальной системы. Этот процесс протекает сложно «...именно в социальной сфере, где актуальной стала проблема оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости» [27, С.25]. Молодежь выступает, с одной стороны, носительницей всего нового, как отрицательного, так и положительного, а с другой «цензором» современного общества и критерием социальной справедливости. Она меньше, чем старшее поколение, подвержена усвоению старых стереотипов социального поведения.
Объективные социально-экономические факторы создают серьезные проблемы в функционировании системы высшего образования и сильно влияют на формирование мировоззрения студенчества и их личной готовности к обучению в вузе.
Получение образования не простой процесс и во многом зависит не столько от его организации в вузе, сколько от самого молодого человека и его способности к адаптации к новым условиям. Здесь необходимо сказать о том, что «система образования в целом, а социального, в особенности, неразрывно связана с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует» [27, С.26].
Успешность обучения молодежи, особенно на первом и втором курсах зависит от личностных качеств абитуриентов, их ориентации на учебу и приобретение профессии. Для успешной социализации в вузе, вчерашним школьникам, юношам и девушкам необходимо обладать рядом качеств, таких как само-
социальный конфликт - это, прежде всего, «социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляют собой только предрасположенность к действию.
Предрасположенность необязательно выливается в конфликт; важнейшими промежуточными переменными, влияющими на возникновение конфликта, являются степень и способ легитимации власти и системы статусов» [48, С. 59].
Основоположник функционалистской теории конфликта Г. Зиммель считал, что конфликт - это универсальное явление и гармоничная группа или общество без него вообще не мыслимы. Не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными [149, 1955].
Многие отечественные и западные авторы определяют конфликт как столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Наиболее точное определение социального конфликта, на наш взгляд, дает социолог Ю. Е. Растов, который под конфликтом видит, прежде всего, «противодействие социальных субъектов по определенным причинам и поводам, выражающееся в конкретных поведенческих актах. Основной причиной всякого конфликта выступает объективное противоречие между потребностями и интересами субъектов» [98, С. 26].
Далее Ю.Е. Растов отмечает, что «...это отнюдь не значит, что всякое несоответствие потребностей и интересов обязательно ведет к коифликтирова-нию» [там же, С. 27].
Под «конфликтогенностыо» понимают «...предрасположенность социальных субъектов к конфликту, обусловленную комплексом факторов социального, демографического, ментального, социально - психологического и психофизиологического характера» [98, С. 28].
Конфликтирование предполагает «реальное участие социальных объектов в открытых противодействиях» [там же, С. 29].
Для определения конфликтности опять обратимся к Ю.Е. Растову который пишет, что «конфликтность - интегрированная характеристика конфликто-генности и конфликтирования, ...естественное состояние общества, важнейшая закономерность функционирования и развития социальных отношений. Поэтому перед нами не стоит задачи ликвидации конфликтности, ее решение означало бы умерщвление социальной жизни.
Наша цель заключена в другом - повышении конструктивных и минимизации деструктивных функций конфликтности» [там же, С. 29].
Опираясь на данные положения, мы приходим к неизбежному выводу о том, что конфликтность это естественное состояние социума, которой необходимо управлять, повышая ее конструктивные функции.
Рассмотрим некоторые социологические теории конфликта, которые находятся в русле наших интересов или, по крайней мере, пересекаются с ними.
В частности, общесоциологические теории консенсуса Э. Дюргейма, Т. Парсонса, функционалистскую теорию Л. Козера и диалектическое учение о социальных конфликтах Р. Дарендорфа.
Французский социолог Эмиль Дюргейм, связывает конфликт с проблемой взаимоотношений общества и личности, проблемой нравственности и солидарности. Э. Дюргейм исходит из того, что общество стоит над индивидом. Человек, рождаясь, приходит в мир, в котором уже существует государство с его культурой, нравственными нормами, законами, общественными институтами и т.д. Индивид черпает свои представления об окружающем мире, благодаря тому, что общество создает средства восприятия мира. Он формирует в своем сознании, с одной стороны, «общее со всей группой, которое представляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас» сознание; а с другой стороны, сознание индивида, которое «представляет собой то, что в нас есть личного и отличного» от других. В этой двойственности Дюргейм и видит причины личностного конфликта. Одним из факторов объединения индивидов, который превращает их в некое целостное общество или группу, Э. Дюргейм называет солидарность. Он выделяет механическую и органическую солидар-