Ви є тут

Социальные аспекты институционализации бурятского языка как государственного

Автор: 
Хубриков Олег Михайлович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
128
Артикул:
1000322639
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................... 3
Глава I. Проблема национального языка как государственного 11
1.1. Государственный язык как инструмент национального возрождения этноса..................................... 12
1.2. Современный бурятский язык: состояние и тенденции развития............................................. 40
Глава П. Социальные основы формирования государственного национального языка в Бурятии.......................... 61
2.1. Социально-исторические основы двуязычия в Бурятии 61
2.2. Социальные предпосылки формирования бурятского языка как государственного................................... 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................. ПО
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. П4
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие XX века ознаменовано одним из самых примечательных событий мировой истории уходящего столетия - распадом Союза Советских Социалистических Республик (СССР). На огромном пространстве бывшего «советского мира» возникли новые самостоятельные государства, образовавшие Содружество Независимых Государств (СНГ).
К причинам дезинтеграции Советского Союза принято относить несостоятельность и нежизненность идеологии, тоталитарные формы устройства государства и нерыночность хозяйствования, упуская при этом из ввиду то обстоятельство, что одним из решающих аргументов в пользу смены социально-политической парадигмы в СССР для титульных народов национальных республик стало несоответствие национальным интересам официальной советской политики «слияния» всех наций и народностей в одну «социалистическую» с ярко выраженной ориентацией на языковую ассимиляцию. По стране началось «триумфальное шествие» законов о языках, с помощью которых за два года (1989-1990 гг.) во всех союзных республиках был дан старт языковой реформе с далеко идущими последствиями геополитического характера.
Закон о языках народов СССР, принятый в апреле 1990 г. , наметил перспективы развития титульных языков автономных республик по этому же пути. По выражению профессора В. П. Нерознака, начавшись как языковая реформа , процесс придания языкам титульных наций в советских республиках статуса государственных перерос в «бескровную революцию» [54, С. 7].
Как и следовало ожидать, феномен языкового ренессанса получил дальнейшее развитие в Российской Федерации. Практически во всех национальных субъектах Российской Федерации утверждены
л
Глава I. Проблема национального языка как государственного
В конце XX века произошли значительные изменения на геополитической карте Евразии, а именно в той её части, которая в течение 70 лет называлась СССР. В результате распада Советского Союза все союзные социалистические республики стали самостоятельными государствами, а все автономные образования повторяют теперь модель союзных, но в составе Российской Федерации.
Формированию новой геополитической картины на территории бывшего Советского союза способствовали скрытые и явные тенденции к смене социально-политической парадигмы. Кардинальные изменения в геополитической структуре СССР были вызваны движениями в союзных республиках за экономическую самостоятельность, национально-культурную автономию, за возрождение национальной культуры как основы, на которой воздвигается государственность.
Вследствие смены социально-политической формулы государственного устройства, фундаментальных изменений в области языковой политики в бывших автономных республиках со второй половины 1990 года параллельно с перестройкой государственности на новых федеративных началах начался процесс придания языкам титульных наций статуса государственных.
К ноябрю 1995 года Законы о языках были приняты: в Республике Чувашия, в Республике Тыва, в Республике Калмыкия (Хальмг Тангч), в Республике Татарстан, в Республике Коми, в Республике Бурятия, в Республике Саха (Якутия), в Республике Хакасия, в Республике Алтай. Обнародованы и обсуждены в высших законодательных органах республик в составе Российской Федерации проекты Законов о языках - Республики Адыгея, Республики Башкортостан,
12
Республики Дагестан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Северная Осетия - Алания, Удмуртской республики [54, С. 8].
Языковая реформа в России продолжается.
1.1. Государственный язык как инструмент национального
возрождения этноса
Исследование проблемы национального языка как государственного требует определения терминов «государственный язык», «официальный язык», «титульный язык». Толкование указанных терминопонятий, соотносимых с их правовым и социальным статусом , связано с рядом трудностей. Существует несколько их определений в специальной лингвистической, этнологической и юридической литературе.
Эксперты ЮНЕСКО предлагают разграничить понятия «государственный язык» и «официальный язык». По нашему мнению выработанные ими нижеследующие определения наиболее полно и адекватно раскрывают сущность рассматриваемых терминопонятий.
Г ос ударственный язык - язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства.
Официальный язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства.
Титульный язык - язык, название которого совпадает (соотносится) с именем этноса, по которому названо национальногосударственное или национально-территориальное образование.