Ви є тут

Функционирование общественного транспорта в социальном пространстве города

Автор: 
Бочарова Оксана Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301357
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА....................................................19
1.1. Основы теоретико-методологического анализа: роль городского общественного транспорта в жизни городского пространства и общества 19
1.2. Городской общественный транспорт как социальный институт: понятие, структура, функции, нормы....................................31
1.3. Структура социального института городского общественного транспорта
в контексте габитуса мобильности.............................89
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 100
2.1. Мировые тенденции в функционировании института городского общественного транспорта....................................100
2.2. Современное состояние института городского общественного транспорта
в России и анализ его дисфункций............................117
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУІПЩИОНИРОВАІІИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ............................133
3.1.Оценка эффективности функционирования института городского общественного транспорта (на примере г. Саратов)............133
3.2. Гармонизация функционирования социального института городского
общественного транспорта....................................188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................194
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................218
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана с необходимостью социологического анализа общественного транспорта в городском
пространстве. Функционируя как социальный институт, городской
общественный транспорт призван обеспечить удовлетворение потребности общества в дешевой, удобной, экологичной мобильности. Он является неотъемлемым элементом существования и развития городского пространства, стратегически важным социальным ресурсом в обеспечении достойного существования и качества жизни городского населения.
Социально-экономическая трансформация российского общества
обусловила серьезные изменения в жизнедеятельности городов. Повседневная жизнь города, как эффективной социопростраиственной формы организации общества, становится невозможной для нормального существования и развития человека. Крупные российские города, агломерации, не только перестают быть местом особо комфортного проживания человека, но все больше становятся опасными и не пригодными для жизни территориями. Причина в функционировании, точнее дисфункции института городского общественного транспорта. Это важнейшая национальная проблема, она касается всех без исключения категорий граждан. В современных условиях проявляется противоречие между традиционными функциями социального института городского общественного транспорта и реальными возможностями их осуществления, что заключается в падении его социальной значимости для населения, слабой мотивированности россиян к поездкам на городском общественном транспорте. Особое значение городской общественный транспорт приобретает в условиях тотальной автомобилизации городского пространства, становясь единственным фактором в решении нарастающих проблем реализации транспортной мобильности в городской среде.
Научно-техническое развитие, выразившееся в совершенствовании объектов транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, а также
з
фоне процессов глобализации и урбанизации, являющихся факторами социальных изменений, происходит обострение социальных проблем в городском социуме, проблем автомобилизации, экологического состояния городской среды, проблем безопасности дорожного движения, требующими адекватных и оперативных решений. В контексте исследований М. Оже («Этнолог в метро», 1986) констатируется, что в традиционных обществах глобализация- экономических, политических, символических процессов изменила процедуры, с помощью которых происходит интеллектуальное и практическое освоение мира, выливающееся в кризис идентичности. Это порождает особые проблемы окраин больших городов, концентрирующие так называемые «не-места - транспортные коммуникации, большие коммерческие центры, аэропорты, которые требуют общественного внимания - социального, экономического, гражданского и политического и создания «полноценной социальности». Интерес к транспортной проблематике в городском пространстве охватывает широкое поле исследований в различных областях научных изысканий - инженерии, географии, экономике, политике, юриспруденции. Вместе с тем, на фоне многочисленных направлений исследований, транспортная проблематика городского пространства как область человеческой деятельности для социологических наук до последнего времени представляла собой весьма ограниченное поле научного интереса. Ситуация достаточно парадоксальна. С одной стороны, такие зарубежные исследователи, как М. Кастельс9, Дж. Урри10 и Ф. Ашер11, в рамках своих исследований, убеждают в том, что фактор мобильности в современном постиндустриальном обществе приобретает все более определяющий характер, и эта тенденция, сопровождаемая значительным ростом скоростного потенциала современных транспортных систем, превращается, как утверждает
9 Castclls M. Th c Rise of the Network Society, Th c Information Age: Economy,and Culture. Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1996.
10Urry J. Sociology beyond Societies. — Mobilities for the Twenty fi rst Routledge, 2000.
lIAschcr F. Ces événements nous dépassent, feignons d’en être les organisatcurs:la société contemporaine.La Tour d’Aigucs: Ed. de l’Aube, 2000.
24
1 о
в свою очередь 3. Бауман , в мощный вектор социального изменения. С другой стороны, несмотря на актуальность и значимость данной области исследования, социология транспорта получает явно недостаточное внимание. Практически не проработаны социальные основания сущности городского общественного транспорта и его роли в современном обществе. Изучение городского общественного транспорта как социального феномена в жизни общества позволяет использовать разнообразные теоретико-методологические подходы, которые могут превалировать в определенное время и терять свою актуальность с изменением общественно-научных парадигм исследования. Значимость транспорта признавалась всеми социологами. Традиции объяснения социальных феноменов в социальном пространстве заложены в трудах М.Вебера, Г.Зиммеля, Р.Парка, П.Сорокина, Э.Гидденса, П.Бурдье. Еще М.Вебер в своих исследованиях отмечал, что город часть масштабного исторического процесса, в ходе которого общество создает институты, помогающие ему функционировать13. Современный исследователь социальных процессов, в городском социуме JI. Зеленов также отмечает, что город в качестве социальной общности, представляется с точки зрения пяти параметров: социальных потребностей, социальных отношений, социальных способностей, социальной деятельности и социальных институтов14. Таким образом, городской общественный транспорт - это важнейший социальный институт, который занимает ключевое место в городах. Если город - форма организации социальной жизни, без которой невозможно современное общество, тогда транспорт это инструмент организации этой социальной жизни.
С субъективистской точки зрения городской общественный транспорт предстает в ориентировке на peiuaiouiyio роль личности в пространстве социальных взаимодействий, человека как пассажира в повседневной жизни.
>2Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge: Polity Press, 2000.
13 Вебер М. Город. Пер. с нем. А.Фнллнпова. в кн. М.Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юристь, 1994. С.509-528.
14 Зеленов Л.Л. Социология города. М: Владос.2000. С.31-39,41-53.
25