Ви є тут

Институционализация корпоративного образования в современной России

Автор: 
Караман Евгений Вадимович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
173
Артикул:
191796
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.................... 20
§1.1. Корпоративное образование: определение предметных
границ социологического исследования................ 20
§ 1.2. Генезис корпоративного образования в современной России............................................... 34
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................................ 75
§2.1. Корпоративное профессиональное образование:
ценностные ориентации социальных акторов............ 79
§ 2.2. Основные направления институционализации корпоративного образования.......................... 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 140
ЛИТЕРАТУРА
151
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность постановки проблемы исследования. Социстальные трансформации, происходящие в пашей стране в период с 1990-х годов по настоящее время, затронули практически все сферы жизнедеятельности российского общества: социально-экономическую, социально-
политическую, социально-культурную, в том числе, и социальнообразовательную.
Национальная социально-образовательная сфера претерпела множество изменений, многие процессы формируются и по сей день.
В начале 90-х с распадом СССР, российская образовательная система лишилась государственного заказа: механизм планового распределения выпускников прекратил свое существование. Учебные заведения оказались в незнакомой для себя ситуации - декларирована автономность образовательных учреждений, изменились правовые и экономические отношения, оказались востребованными совершенно новые профессии и специальности и т.д. Объем бюджетного финансирования профессионального образования резко сократился, образовательные учреждения оказались перед выбором: или влиться в рыночные отношения и обеспечить тем самым минимальный уровень благосостояния, сохранить штат работников, или перестать существовать.
Поэтому в 90-е годы ведущие российские, в первую очередь, гуманитарные вузы начали формировать рынок образовательных услуг на территории бывшей РСФСР, реструктуризироваться и предлагать набор специальностей сообразно новым «рыночным» общественным потребностям. Связанные с формированием институтов предпринимательства, частной собственности, политического плюрализма, образовательные потребности постсоветского общества
16
процесса институционализации корпоративного образования в современной России проведена социологическая оценка основных направлений данного процесса во взаимосвязи с институтами государственного профессионального образования, бизнеса и промышленного производства, что является одним из первых социологических исследований феномена корпоративного образования в России.
2. Дано авторское определение корпоративного образования как механизма осуществления крупными и крупнейшими корпорациями функций профессионального образования в условиях функционального кризиса, несоответствия корпоративным потребностям отечественной системы образования.
3. Осуществлен социологический анализ процесса становления института корпоративного образования, выявлены основные этапы его формирования в России: доимперский (предпосылки зарождения); имперский (становление); советский (институционализация централизованной модели); современный (институционализация плюралистической модели).
4. Определены место и роль института корпоративного образования в развитии системы высшего профессионального образования в современной России: корпоративное образование дополняет функционал института профессионального образования в связи с изменившимися кадровыми потребностями экономики и производства.
5. Реконструирована структура системы взаимодействия социальных акторов (государственных учреждений профессионального образования и крупных корпораций - работодателей) в развитии института корпоративного образования.
17
6. Ыа примере крупной корпорации произведен анализ содержания институционализации корпоративного образования в современной России, что позволило выявить ее особенности и тенденции, связанные с удовлетворением общественных потребностей в
практикоориентированном профессиональном образовании, усилением взаимодействия сферы образования и бизнес-структур, появлением корпоративных образовательных структур и профессионапьных образовательных стандартов, развитием механизмов целевой подготовки кадров для частных предприятий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Феномен корпоративного образования в рамках социологии необходимо рассматривать через призму структурно-функционального и институционального подходов. В данном случае корпоративное образование - это, с одной стороны, совокупность социальных отношений, возникающих в области бизнеса и производства по поводу передачи знаний, умений и навыков; формирования корпоративных норм, ценностей и стереотипов поведения; разработки и внедрения корпоративных стандартов. С другой стороны - корпоративное образование в России выступает в качестве формирующегося социального института, обеспечивающего удовлетворение потребностей бизнеса и производства в управлении знаниями и профессиональными компетенциями, профессиональной адаптации работников, формировании и трансляции корпоративной культуры.
2. Исходя из авторской концепции, институционализация корпоративного образования в современной России происходит в силу того, что функциональные возможности института государственного профессионального образования не удовлетворяют возрастающих