Содержание
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3
Глава I МЕХАНИ31М ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ____________________________________________________12
1.1. Социальный институт материнства ________________________ 12
1.2. Проблемы эволюции детско-родительских отношений_________31
1.3. Современное положение материнства и детства в РФ_________45
Глава II ОТКАЗНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ _______________________________________ 58
2.1. Причины формирования отказного материнского поведения ___58
2.2. Модель формирования отказничества _______________________84
2.3. Раннее социальное сиротство как следствие отказов от материнства_______________________________________________97
Глава III РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКАЗОВ ОТ МАТЕРИНСТВА ______________________________________116
3.1. Основные направления социальной политики государства в отношении отказов от материнства_______________________________________116
3.2. Отечественный опыт профилактики аномального материнского поведения ___________________________________________________133
3.3. Зарубежный опыт профилактической работы с отказничеством 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________157
Список литературы ___________________________________________165
Приложение __________________________________________________178
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Отказ матери от своего новорожденного ребенка -форма девиантного поведения - распространенное, но до настоящего времени малоизученное социально-психологическое явление, ставшее чрезвычайно актуальным в наши дни.
Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья - главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен войны смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак1, 95% детей-сирот - социальные сироты2, то есть дети, родители которых по различным причинам отказались от своих детей и передали их на полное государственное обеспечение. К сожалению, в нашей стране отсутствуют полные сведения о распространенности этого страшного явления. Не ясна структура социального сиротства.
В нашей стране сохраняется высокий уровень числа новорожденных детей- инвалидов, родители которых вынуждены передать их на содержание в дома ребенка в результате не налаженной работы служб медико-социальной и социально-бытовой помощи семье.
Драматична судьба детей, выросших в интернатах. Жизнь без семьи в условиях длительной социальной изоляции, в ограниченном, замкнутом коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к , нравственному и интеллектуальному совершенствованию! Особенно катастрофична судьба младенцев, оставшихся без матери сразу после рождения, поскольку именно в первые дни и месяцы
1 Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е.М. Рыбинского. - М.: НИИ Детства Российского Детского Фонда, 1995. - С. 12.
2 Российская энциклопедия социальной работы. Т. 2 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. - С. 302.
При этом возможен противоположный крайний вариант самореализации личности - бездетность как сознательная, так и вынужденная (бесплодие по медицинским показаниям и др.).
Возникает сложная проблема, имеющая для женщины особую остроту. Эта проблема - нахождение оптимального соотношения между личностной самореализацией, социальными функциями, с одной стороны, и самоосуществлением себя как матери, - с другой.
Материнство как самоценный элемент влияет на женственность. Нравственные качества играют большую роль в социуме. От душевной отзывчивости, терпения и любви матери зависит нравственное здоровье детей, семьи, общества в целом.
Материнство предполагает сознательное отношение к появлению ребенка, ответственность за его дальнейшую судьбу. В то же время сегодня только в Москве примерно 1,5 тыс. малышей живут в домах ребенка. Из них половина - это так называемые "отказные” дети. По статистике в московских родильных домах женщины ежегодно оставляют около 300 младенцев. И это, увы, не предел: прогнозы специалистов свидетельствуют, что число брошенных детей будет возрастать1.
Неготовность к материнству есть сложнейшая социально-психологическая проблема, которая заслуживает серьезного внимания и изучения. Требуется возрождение культа материнства, представления о том, что материнство - это святое предназначение женщины и ее наивысшее счастье.
Сравнительное исследование "Мнение студентов о семейных ценностях" в рамках Всероссийского мониторинга состояния семьи за период 1996-2000гг.2 зафиксировало изменения в сфере общественного сознания, касающиеся добрачных отношений. 94% студентов обоего пола допускают возможность добрачного сексуального опыта. При этом среди 6%, принципиально не
1 Ганеева О. Диагноз: сирота//Труд. 1994. 13 мая.
2 Сологуб Л.Г. Материнство как социальный институт: Автореферат дис. ...канд. соц. наук.-М., 2001.-С. 19-20.
допускающих сексуальную добрачную связь, женщин в 4 раза больше, чем мужчин. Большинство студентов считает, что сексуальная связь возможна только с будущим супругом и является продолжением чувств.
Женщины обнаружили более высокую этическую мотивацию сексуальных добрачных отношений, чем мужчины.
Симптоматично, что многие студенты обоего пола рассматривают возможность выбора в сфере сексуальных отношений как вариант свободы воли, демократическое право автономной личности.
Результаты исследований, раскрывающих мотивацию брака у современной молодежи, показывают, что в нашем обществе существуют три основных мотива заключения брака: любовь, расчет, стереотип "делай как все".
Таблица 2
Ранжировка мотивов вступления в брак1
Ранг Женщины Мужчины
1 Любовь Любовь
2 Расчет Желание иметь семейный очаг, детей
3 Беременность
4 Желание иметь семейный очаг, детей Самостоятельность, независимость от родителей
5 Самостоятельность, независимость от родителей Расчет
Мы видим, что, как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь как первостепенную ценность и основной мотив брака.
Новым феноменом явился выраженный мотив расчета у женщин. Девушки поставили расчет на второе место после любви. У мужчин расчет при вступлении в брак занимает последнее место.
1 Черняк Е.М. Социология семьи (историко-социологические очерки). - М.. 1999.- С. 170
- Київ+380960830922