2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к социологическому исследова- 15 нию института высшего профессионального образования молодежи
1.1. Студенческая молодежь как объект социологического ана- 15
лиза
1.2. Социологические 1еории образования 36
1.3. Высшая техническая школа как социальный институт и его функции в процессе профессиональной социализации 47
Глава 2. Социологическая концептуализация профессиональной 64 социализации студенческой молодежи
2.1. Определение профессиональной социализации в контексте 64 диспозиционной и ролевой теорий личноеI и
2.2. Структурные и процессуальные характеристики профессио- 87 нальной социализации ауденческой молодежи
1 лава 3. Профессиональная социализация студенческой молодежи 105 в техническом вузе: опыт эмпирического исследования современной ситуации
3.1. Ценности трудовой деятельности студенческой молодежи 105
3.2.Динамика профессиональных ориентаций студентов в процес- 127 се вузовской социализации
Заключение 145
Библиография 152
Приложения 174
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений современного российского общества и модернизации отечественной системы образования определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обусловливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимое!Ь функционирования вуюв; в-тре1ьих, С1уденчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролыо, которую играет студенчество в воспроизводстве социальной и профессиональной структуры общества.
Актуальность нашего исследования обусловлена и преобразованиями в современной системе образования, которые зависят от внешних и внутренних процессов. Внешние - это изменения, происходящие во всех сферах жизни общества и отражающиеся на социализации. Высшая школа России, как и другие социальные институты, оказалась втянутой в рыночные преобразования. Внутренние изменения -сгрук1урная реорганизация отечес1вен-нот высшего образования.
Федеральная целевая программа развития образования [268] на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г., раскрывает стратегические цели, задачи и показатели модернизации современного российского образования. Одной из негативных тенденций, отмеченных в Программе, является отсутствие адекватной реакции системы профессионального образования на структуру потребностей рынка труда. Более четверти выпускников высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности, что актуализирует проблему профессиональной социализации студентов высшей школы.
Одним из факторов модернизации высшего техническою образования высгуиае! Болонский процесс, который уделяет большое внимание качеству профессионального обучения и профессионализации выпускников вузов. В
20
ворить о формировании достаточно зрелых теоретико-методологических и организационно-методических оснований изучения российского студенчества, способных адекватно отражать социальную реальность. На этом этапе зарождаю 1ся основные противоречия, движущие ее дальнейшее развитие.
После революции 1917 года происходит трансформация российского студенчества в студенчество советское. Высшая школа стала рассматриваться, главным образом, как объект организационно-политического воздействия со стороны Коммунистической партии, как «командная высота» в деле успешного социалистического строительства, как «кузница кадров красных специалистов» [46].
Очень сложным и противоречивым было студенчество, по словам A.B. Луначарского, в годы революции. «В первое время после победы Великого Октября, когда я приезжал к студентам, - в Москве, Ленинграде и многих дру1их городах, я чувствовал себя в лагере постоянных врагов. Они приходили в аудиторию спорить и свистать нас прямо с баррикад, где они стреляли рабочих» [131, с.7]. Реор1анизация старой и строительство новой высшей школы велись на принципах ликвидации сословности высшей школы и подчинения ее Советской власти, демократизации работы вузов, изменения социального состава студенчества за счет представителей рабочего класса и крестьянства, перестройки учебного процесса на основе марксистско-ленинской методологии, ликвидации разрыва между теоретическим обучением и практикой, максимального приближения подготовки специалистов и научной работы вузов к нуждам социалистического строительства. В 1927 г. с фана находилась на 18 месте в Европе в области высшег о образования.
В 20-е годы 20 века впервые были проведены конкретные социологические исследования в области студенчества. Выяснялось, как принимает студенческая молодежь социалистические преобразования, как относится к революции, кого считает идеалом, какие цели и жизненные планы имеет, какой социальный тип характера формируется в новых общественных условиях. Из ряда работ, посвященных внутреннему миру студенческой молодежи, выделим два исследования. Одно из них было проведено в 4 вузах и 2 техникумах г. Москвы в 1925 году и вюрое в 1927 году профессором М.М. Рубинштейном [201]. Пользуясь наводящими вопросами, напечатанными на бланке, студенты в виде рассказа излагали свои состояния, переживания, интересы, литературные вкусы и т.д. Анализ материалов позволил автору осветить вопросы, касающиеся идеалов, социальных черт, стремлений, умона-
21
строений студенческой молодежи.
Эмпирические исследования развивались очень активно, ассоциируясь больше со статистикой и доставляя сведения о различных аспектах состояния общества в эпоху глобальных социальных сдвигов. Много внимания уделялось процессу пролетаризации состава студенчества. Большинство проведенных в это время эмпирических исследований проблем российского студенчества - это исследования их бюджетов времени, которые исходят, прежде все-10, из практических целей улучшения использования ими времени работы и отдыха. Студенческая молодежь оказалась в эпицентре внимания исследователей. За первые два десятилетия Советской власти ей было посвящено более 300 научных публикаций [41, с.63]. Студенчество рассматривается как своеобразный полигон, экспериментальное поле, на котором Коммунистическая партия, новая элита страны отрабатывали формы и способы социального руководства, которые впоследствии были использованы в отношении остального населения страны [186, с. 14].
Данные анализируемых эмпирических исследований подтверждают, что па протяжении всего первого советскою десятилетия механизм воспроизводства социокультурной общности российского студенчества находился в состоянии, далеком от стабильности. Все исследователи сходятся на том, что студенчеству живется нелегко. Студенты не только страдают от недосыпания, но и спят очень нерегулярно. На рассматриваемом эгапе определились основные оси дифференциации студенчества по различным основаниям: возрастным, курсовым, социальным, семейным, партийным, которые проявляются в отношении к стационарным академическим занятиям, учебной работе на дому, общественной работе [184, с.ЗО].
Интерес к студенческой молодежи стал особенно усиливаться к концу 60-х годов, когда во всем мире она стала все громче заявлять о себе. Студенты сопротивлялись американскому вторжению во Вьетнам, боролись за гражданские права, за уничтожение расовой и половой дискриминации, присоединялись к рабочим на уличных баррикадах Парижа. Неудовлетворительность, преимущественно в латентных формах, стала проявляться среди молодежи и в советском обществе. Именно в эти годы студенчество и молодая творческая интеллигенция выдвинула из своих рядов первых инакомыслящих, положивших начало радикализму будущего поколения «шестидесятников». «Молодежный бунт» в 1968 году, прокатившийся по странам Западной Европы и Америки во многом способствовал активизации внимания к изуче-
- Київ+380960830922