Ви є тут

Ценностные ориентации как детерминанты процесса профессионального становления молодежи

Автор: 
Акбердина Аэлита Радиковна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192189
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....................................................3
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ.....................13
1.1. Генезис понятий "ценности" и
"ценностные ориентации" в социологии...................13
1.2. Структурная характеристика ценностных ориентаций личности 30
И. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ....................................47
2.1. Проблемы самоидентификации молодежи в
условиях трансформации системы ценностей...............47
2.2. Социодинамика инструментальных ценностей
молодежи в современном обществе.......................65
III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗов ...................81
3.1. Ценностные ориентации как главные детерминанты процесса профессиональной социализации молодежи..............81
3.2. Особенности социализации и специализации студентов ССУЗов РБ
.....................................95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................111
ЛИТЕРАТУРА.................................................116
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................... 131
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В условиях перехода к новым социальным отношениям становится все более актуальным решение проблем воспроизводства интеллектуального и профессионального потенциала общества. Характер этого процесса, соответствие его результатов динамике развития современного общественного производства зависит от ряда факторов. Одним из таких факторов является трансформируемая система ценностей, которая все более рельефно начинает обусловливать и предопределять результаты профессиональной социализации современной молодежи.
Стереотипы формирования социальных и профессиональных ценностей в молодежной среде могут быть принципиально различными по своему содержанию, направленности и социальной продуктивности. Известно, что сейчас в сознании молодежи активная жизненная позиция все реже связывается с продуктивным трудом и участием в общественно-политической жизни страны. Учащаяся молодежь демонстрирует откровенное нежелание включаться в деятельность в сфере материального производства. Пренебрежительное отношение молодых людей к производительному труду поддерживается за счет усиления в обществе ориентации людей на обогащение и выбор ведущих к нему путей, кризисными явлениями происходящими во многих сферах общественного производства и, самое главное - фактическим отсутствием работы государственных организаций по социопрофессиональной ориентации молодежи.
Актуальность исследования данного проблемного поля обусловлена так же необходимостью изучения проблем студенчества, связанных с изменением социально-экономических, коммуникативных, образовательных основ российской действительности. Не случайно сегодня внимание ученых занимают проблемы развития процессов социализации и профессионального
3
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором на ряде научных конференций, в том числе: Всероссийской научной конференции -«Уральские социологические чтения» (Екатеринбург, 2001); X научно-практической конференции «Диалог цивилизаций» (Москва, 2002); Республиканской научно-практической конференции «Социальные факторы развития человеческого потенциала на региональном уровне» (Уфа, 2002); I конкурсе научных работ молодых ученых и аспирантов УНЦ РАН и АН РБ (Уфа, 2003); Научно-практическом семинаре «Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий» (Уфа, 2003); Всероссийской научной конференции - «Образовательные системы XXI века: проблемы, направления, аспекты» (Тольятти, март 2005).
Основное содержание работы отражено в 5 публикациях автора общим объемом более 1,5 псч.лист.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (189 источников) и приложений. Общий объем диссертации - 136 страниц.
12
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Генезис понятий «ценности» и «ценностные ориентации»
Выявление сущности феномена ценности как принципиально отличного от конкретики объективного бытия можно отнести к сравнительно недавнему времени. Хотя суждения о различных видах ценности - о благе, добре, красоте и т.д. можно встретить и у классиков античности, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако, по справедливому наблюдению М.С.Кагана, обобщающего представления о ценности как таковой и соответственно о закономерности ее проявления в различных конкретных формах, в философии не было до середины XIX века1.
Так, мировоззрение античности при всем различии материалистических и идеалистических учений, при всей противоположности релятивизма софистов и абсолютного идеализма Платона, задавалось рационалистической философией. Применительно к средневековью также нельзя говорить о действительных аксиологических представлениях. У средневековых теологов и философов, как и у античных мыслителей, встречаются лишь разрозненные высказывания о разных видах ценности, но отсутствует целостное представление о природе ценности как таковой, единой в множестве ее конкретных модификаций. В эпоху Просвещения на рубеже 16-18 веков культивируется в принципе безоценочное познание - абсолютизирование возможности познавательной деятельности человека. Опасность такого одностороннего рационалистически - сциентиского подхода ярко обозначил И.Кант, который выявил принципиальные отличия деятельности
нравственного «практического разума» и эстетической «способности
1 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - С.48.
13