2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение........................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты исследования социальных факторов государственной службы.............................. 9
§1. Государственная служба как специфическая профессиональнотрудовая деятельность................................................. 9
§2. Система социальных факторов эффективности профессионачьной деятельности государственных служащих................................ 29
§3. Мотивационная сфера личности работника..................... 68
Выводы...................................................... 88
ГЛАВА 2. Исследование трудовой мотивации российских государственных служащих......................................................... 92
§ 1. Исследование эффективности деятельности организации и ее работников................................................................ 92
1. Характеристика выборки (с.97). 2. Результаты исследования эффективности деятельности организации и ее работников (с.98). 2.1. Первая группа показателей (с.98). 2.2. Вторая группа показателей (с. 101). 2.3. Поиск и анализ связей между двумя группами показателей (с.105).3. Результаты исследования оценок факторов повышения эффективности деятельности организации с позиции их долженствования (с. 107). 3.1. Первая группа показателей (с. 107). 3.2. Вторая группа показателей (с. 109). 3 3. Поиск и анализ взаимосвязей между ориентациями госслужащих на более эффективную деятельность по двум группам показателей (с.112). 4. Выводы (с. 113).
§ 2. Мотивационная сфера, ее доминанты и их влияние на эффективность работы государственных служащих............................................. 116
1. Результаты исследования моральных качеств личности госслужащего (с. 116). 2. Результаты исследования жизненных ценностей госслужащих (с. 117). 3. Результаты исследования значимости для госслужащих различных аспектов их труда (с. 120). 4. Результаты исследования удовлетворенности потребностей госслужащих (с. 127). 5. Результаты исследования взаимосвязей между значимостью потребностей и их удовлетворенностью (с. 133). 6. Результаты исследования мотивов трудовой деятельности и их влияния на эффективность работы госслужащих (с. 135).7. Выводы (с. 144).
Заключение...................................................... 149
Список литературы............................................... 157
Приложение 1. Бланк анкеты...................................... 161
Приложение 2. Частотные таблицы анкеты........................ 174
Приложение 3. Табл. корреляций, матриц факторных нагрузок и т.п.. 188
3
Введение
Актуальность темы исследования. Происходящие преобразования в российском обществе серьезно сказываются на динамике его социальной структуры. Механизм функционирования современного общества теряет былую жесткость и однозначность. Институты системы государственной власти начинают выступать уже не как абсолютные высшие формы общественного устройства, подчиняющие себе все негосударственные образования, а как одни из многих социальных структур, не абсорбирующие другие - «гражданские».
В связи этим чрезвычайно важной в нынешних условиях является проблема реформирования системы государственного управления, и в частности, института государственной службы, выступающего одним из основных компонентов данной системы.
Базовой явной функцией института госслужбы является управление, по поручению и от имени государства, общественной жизнедеятельностью людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования посредством обеспечения удовлетворения наиболее общих интересов и потребностей социальных слоев и групп, прав и свобод граждан. Однако, в действительности, реализация институтом госслужбы данной функции в нашей стране происходит крайне неэффективно. Поэтому исследование социальных факторов государственной службы, исходя из наиболее полного удовлетворения данным институтом коллективных интересов населения, является довольно актуальной научной задачей.
Затрагивая проблему глубже, мы приходим к очевидной и непреходящей истине, а именно «кадры решают все». Оттого, какие люди, в нашем случае государственные служащие, будут в ближайшее время управлять государством, зависит и тенденция дальнейшего движения российского общества в целом.
Одними из возможных источников повышения эффективности государственной службы являются внутриорганизационные факторы. Их исследование
18
государственной службы16. Во Франции же к профессионально-трудовой деятельности госслужащих относится и муниципальная служба17. Однако каковым бы ни был официальный статус муниципальной службы, в социальном аспекте, она является прямым продолжением службы государственной, ее функций и задач, но не в государственно-территориальном масштабе, а на территории муниципального образования. В тоже время муниципальное самоуправление является также важнейшим институтом гражданского общества. Его суть «заключается в праве населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения»18. Данный «дуализм муниципального самоуправления» позволяет определить его как разновидность общественного организационного порядка, представляющего собой способ реализации конвергенцио-нальных интересов государства и гражданского общества. Однако в данной работе местное самоуправление рассматривается как форма децентрализованного государственного управления, входящая в состав госслужбы и предоставляющая «возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели»19.
Также к госслужбе относится и такой ее вид как военная служба. Однако в силу существенных отличий воинской службы, необходимости ее отдельного рассмотрения и глубокого анализа, мы будем рассматривать только гражданский вид государственной службы.
Государственная служба является лишь составной частью государственного управления. Ее функционирование (де-юре) ограниченно рамками исполнительной деятельности. Основное же содержание и направления деятельности государственно-бюрократического аппарата определяют политические лидеры.
Конституция Российской Федерации. М., 1993г Ст. 12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный Закон РФ. М., 1995.
17 Зарубежный опыт управления: подготовка кадров государственной службы. Проблемы России. М., 1998. С. 45.
18 Емельянов Н А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения Москва-Тула, 1997. С. 9.
13 Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 36. С. 152.
19
С одной стороны, к ним относятся выбранные населением депутаты представительных органов. С другой - руководители исполнительно-распорядительных органов государственной власти, занимающие высшие политические должности (премьер, госсекретари, министры и их заместители, губернаторы и т. д.), на которые они назначаются после выборов нового главы исполнительной власти. Функции этих политических лидеров, по реализации функций и задач государственного управления, носят директивно-направляющий характер и выходят за пределы госслужбы20. Особо хотелось бы обратить внимание на статус руководителей органов судебной и контрольно-надзорной власти. Формально суды (да и прокуратура) не участвуют в формировании и реализации управляющих воздействий. Однако они могут в порядке обжалования приостанавливать, отменять, осуществлять надзор за законностью управленческих решений органов законодательной и исполнительной власти. В этом проявляется их довольно значительное влияние на государственно-управленческие процессы, на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий. Поэтому руководителей судебных органов государственной власти целесообразно рассматривать как особую категорию политических лидеров государственного управления.
Организация и функции государственной службы в различных странах имеют свои специфические черты, которые определяются культурноисторическими, национальными, территориальными и иными их особенностями, а также существующим уровнем их политического, экономического, правового и другого развития. Однако наряду с ними существуют и общие закономерности, принципы, определяющие основы функционирования и направления осуществления профессиональной деятельности госслужащих. Они рассматриваются в рамках демократических принципов построения социальных систем, которые на сегодняшний день являются наиболее приемлемыми с точки зрения эффективного, прогрессивного функционирования современных обществ.
20 Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. М., 1997. С. 116.
- Київ+380960830922