Ви є тут

Средний класс в структуре регионального социума

Автор: 
Власова Екатерина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306352
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. СРЕДНЕЙ КЛАСС В СТРАТИФИКАЦИОННОМ
IIPOCTP АНСТВЕ СОЦИУМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ....................................................14
1.1. Теоретические основы исследования среднего класса в контексте региональной стратификации.................................14
1.2. Средний класс как элемент социально-стратификационной структуры
региона................................................ 42
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА И СОЦИАЛЫЮ-11РОФЕССИОНАЛБНОГО НОВ ЕДЕ 11ИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА:
ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ........................................76
2.1. Состав и образ жизни среднего класса: межрегиональное сравнение ...........................................................76
2.2. Социально-профессиональное поведение и перспективы развития
среднего класса в региональном социуме....................112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................150
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................155
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................170
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Воспроизводство среднего класса является значимым условием развития современной России. Специфика устройства российского общества с ярко выраженной стратификацией регионов актуализирует внимание к такому аспекту формирования среднего класса, как количественный и качественный состав его региональных сегментов. По данным российского мониторинга благосостояния населения (К1.М8), в разных субъектах Российской Федерации доля среднего класса составляет от 15% до 35%. Региональные особенности становятся важнейшим фактором изменения социальной структуры России.
Доминирование в регионах определенных отраслей экономики и форм собственности, качество и доступность сферы профессионального образования оказывают влияние на состав среднего класса. Особым источником пополнения среднего класса являются малый и средний бизнес, высококвалифицированные специалисты. Однако развитие сферы услуг и внедрение новых технологий неравномерно происходят в различных территориальных субъектах. В связи с этим изучение особенностей рекрутирования в средний класс выходцев из разных профессиональных групп поможет осмыслить влияние на этот процесс региональных различий.
Воспроизводство среднего класса оказывает существенное влияние на социально-экономическое и социокультурное развитие регионов. Это происходит в силу продуктивных, инновационных, стабилизирующих функций, которые средний класс способен выполнять в региональном социуме. Особое значение приобретает изучение сложившихся практик представителей среднего класса в профессиональной, образовательной, социально-экономической политической сферах, которое позволит разрабатывать новые модели взаимодействия среднего класса с органами регионального управления.
з
самоидентификация не может быть достаточным основанием для выделения среднего класса в структуре регионального социума, а значит, требуется поиск объективных критериев его идентификации.
Другой подход к созданию теории среднего класса применил немецкий социолог Макс Вебер. Он учел анализ К. Маркса, однако предложил собственные критерии. Обладание средствами производства, как классобразующий признак, М. Вебер рассматривал в качестве одного из показателей. Классовые разделения, по мнению ученого, проистекают из других экономических факторов, напрямую не связанных с собственностью. В качестве центрального критерия М. Вебер предложил жизненные шансы индивидов, определяемые как материальные вознаграждения, социальные и культурные возможности, которых может ожидать типичный член группы или класса в пределах конкретного общества [20, с. 175].
Количество и качество ресурсов, которыми обладает индивид, обуславливают его возможности в рыночных отношениях. К таким ресурсам М. Вебер относит владение не только средствами производства, но и знаниями, рабочей силой. Высокие рыночные позиции могут занять те, кто обладает ценной и востребованной квалификацией: «природа современной организации государства и общества ...обуславливает привилегированное положение профессиональной подготовки, а тем самым ... образованности, этого наимощнейшего элемента межсословных различий в рамках современное общества» [20, с. 71]. Многомерная стратификация общества, в основе которой находится разнообразие признаков с возрастающими значениями, актуальна и значима для нашего анализа процесса функционирования среднего класса и его региональных отличий.
Необходимо отметить, что М. Вебер определил средний класс как группу людей, имеющих один и тот же классовый статус, выраженный через обеспеченность товарами, схожие условия жизни, субъективную удовлетворенность. С позиций Вебера, средний класс - это не реальное сообщество, а «классовая ситуация», возможная основа для социетальных
17
действий - приобретение товара, получение доходов на рынке труда [21, с. 174]. Класс - это «всякая группа людей, находящаяся в одинаковом классовом положении» [22, с. 141], а классообразующим критерием является факт тождественности в типичных ситу ациях.
М. Вебер не дает исчерпывающего определения среднего класса, однако выделяет его ключевые характеристики - владение собственностью или профессиональным капиталом. В своей теории М. Вебер выделил два сегмента: «нижние средние классы» (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы); «профессионалы» (специалисты, чиновники, интеллектуалы, администраторы). Как и у предшественников, средний класс М. Вебера неоднороден; имеет промежуточный статус, располагаясь между «позитивно привилегированными классами», владеющими собственностью, и «негативно привилегированными классами», не имеющими собственности и квалификации.
Концепция М. Вебера продуктивна для исследования механизма формирования среднего класса в современной России. Понятие «жизненные шансы», включающее владение ресурсами собственности, квалификации, власти; а также выделение в структуре среднего класса основного сегмента и периферии (протокласса) позволят изучить процесс наращивания шансов как в среде самого среднего класса, так и в его периферийных группах.
В конце XX века классические представления о структуре и функциях
среднего класса получили дальнейшее развитие в идеях неомарксистов и
неовеберианцев. Так, неомарксистская традиция признала недостаточность
монофакторного подхода к классовому анализу и накопила определенный
опыт в изучении средних классов. Опираясь на результаты эмпирических
исследований, американский неомарксист Э.О. Райт выделяет три критерия
классообразования: позиция в отношениях эксплуатации и обладание
собственностью; отношение к власти и участие в контроле над
производственным процессом; обладание неотчуждаемым ресурсом -
специальными знаниями и умениями [92, с. 46]. Второй и третий критерии
18