Ви є тут

Профессиональное самоопределение выпускников вузов на рынке труда

Автор: 
Ляхов Даниил Иванович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192849
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление.
Введение
1
Глава 1. Социальное и профессиональное самоопределение
молодежи как взаимопроникающие и взаимосвязанные
процессы......................................................13
§1. Профессиональное самоопределение как становление молодого индивида и механизм воспроизводства социальнопрофессиональной структуры общества...........................13
§2. Рынок образовательных услуг и рынок труда.................41
Глава 2. Стратегии профессионального самоопределения..........66
§ 1. Стартовые статусы и позиции молодых специалистов на рынке
труда.........................................................66
§2. Стратегии достижения в профессиональном самоопределеиии..86
§3. Структурные особенности миграции специалистов............103
Заключение...................................................132
Литература
140
3
Введение
Актуальность темы исследования
Профессиональная структура общества имеет объективную основу и определяется состоянием и потребностями общественного производства в определенный исторический период. Персональное заполнение этой структуры во многом зависит от субъективного выбора профессии и соответственно профессионального самоопределения личности. В связи с этим задача формирования профессиональных интересов молодых людей вырастает в задачу государственной важности.
В предшествующие десятилетия государство проводило
политику протекционизма по отношению ко всему обществу: общие
программы обучения, образования и воспитания на всех уровнях
подготовки, стандартный набор высших, среднеспециальных и
профессионально-технических училищ для разных регионов
являлись основным инструментом этой политики. Социальные
институты государства - административные, образовательные,
профориентационные, самодеятельные осуществляли четкое
планирование социализации молодежи, интеграции се в социальную
%
сферу. Во главу угла ставились интересы государства, подчеркивалась ценность любой профессии, что находило свое отражение в официальной идеологии и литературных произведениях.
В 1990-е годы в нашей стране произошли изменения во всех сферах жизни: политической, экономической, духовной. Переход к рыночным отношениям разрушил и существовавшую систему воздействия на социально-профессиональное самоопределение личности - государство отказалось от принципа всестороннего
14
Социализация как процесс очеловечивания, встраивания личности в разнообразные общности и структуры, нахождение своего социального положения и достижения социального статуса может рассматриваться через призму ролевых концепций и статусовой теории.
В процессе социализации личность осваивает различные социальные роли. В литературе можно встретить различные точки зрения на ролевое поведение, каждая из них отражает субъективный взгляд на сущность и содержание понятия «роль». Согласно В.А.Ядову1, ролевая теория личности - это теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализированных) или вынужденно выполняемых (неинтернализированных) социальных функций и образцов поведения - ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или социальной группе. Каждая социальная система имеет свой «набор ролей», которые определяются:
- устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении лица, обладающего определенным статусом;
- совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализированной» (внутренне принятой) ролью;
- существованием людей, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.
Выполнение социальных ролей в общении соответствуют принятым социальным нормам, присущими каждому конкретноисторическому этапу общественного развития. Исполнение социальных ролей в обществе оказывает существенное воздействие
1 Ядов В.А. // Социология: Словарь-справочник. Т.2: Отдельные отрасли социального знания /
15
на процесс формирования, социализации личности. Социальная роль - своеобразный механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях. Роли, необходимые в конкретных жизненных ситуациях, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития и представляют собой определенные и одобряемые типы поведения людей. Социальные роли и соответствующие им социальные ценности появились и развивались вместе с появлением и развитием социальных групп. Каждое новое поколение начинает не с нуля, а с освоения социальных ролей в системе ценностей, уже созданных. Человек объективно исполняет не отдельные социальные роли, а систему социальных ролей, ибо, с одной стороны, он входит в уже существующую определенную социальную структуру (семья, трудовой коллектив, общество, человечество), а с другой стороны, рождается свободным, имеет право на проявление своих способностей, выполнение и освоение целого ряда ролей.
Большая часть социумов людьми не выбираются - они изначально являются их частью (семья, нация, общественная формация), поэтому происходит объективное включение в освоение ценностей этих социумов и выполнение соответствующих им ролей. Есть социумы, которые человек выбирает сам, но и этот выбор во многом определяется объективными факторами.
В последнее время в работах социологов, социальных психологов наблюдается отказ от узкоролевого подхода к проблеме социализации личности и переход к системно-ролевому подходу. Анализ соприкосновения сфер жизнедеятельности личности «детелыюсть+общсиие+самосознание» позволяет обосновать вывод,
Отв. ред. Г.В.Осипов - М.:Наука, 1990., С256.