Ви є тут

Имидж преподавателя вуза: проблема трансформации в современной России

Автор: 
Попова Ольга Ивановна
Тип роботи: 
проблема трансформации в современной России
Рік: 
2007
Артикул:
192123
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.
Глава 1. Имидж преподавателя вуза: становление и развитие в образовательном взаимодействии
1.1. Имидж как социологическая проблема: теоретико-методологические
подходы.........................................................18
1.2. Имидж преподавателя вуза: место и роль в образовательном взаимодействии .................................................38
1.3. «Ролевой переход» в деятельности преподавателя вуза в современной России как проблема трансформации имиджа........................48
Глава 2. Имидж преподавателя вуза в образовательном
взаимодействии: эмпирическая верификация противоречий трансформации
2.1. Имидж преподавателя вуза в контексте образовательного
взаимодействия: анализ результатов исследования.................67
2.2. Трансформация имиджа преподавателя вуза: императив
ожиданий.......................................................101
Заключение.......................
Список использованной литературы
Приложение.......................
130
146
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс социальных преобразований, протекающий в нашей стране, имеет системный характер, что делает актуальным анализ изменений в подсистемах общества. Российская система высшего образования находится в условиях социальной трансформации связанной с объективной необходимостью «вписывания» в мировое образовательное пространство. Данный процесс является следствием как системной трансформации всего общественного строя в России, так и качественными изменениями, происходящими в развитии профессионального образования во всем мире. С другой стороны, эти изменения играют значимую, если не определяющую роль, в глубине и степени качественных преобразований во всем общественном строе. Образование может сделать человека готовым и способным участвовать в модернизации жизни, но может произвести и обратное действие. Процессы трансформации содержания и формы образовательного взаимодействия в российских вузах вызывают необходимость изменений в работе преподавателей, как по ее содержанию, так и по характеру взаимодействия со студентами. Характер образовательного взаимодействия должен быть трансформирован в соответствии с новыми актуальными задачами высшего образования, материальной инфраструктурой и действительностью функционирования открытого образовательного пространства в информационном обществе. Основное направление трансформации лежит в построении социально эффективного партнерского взаимодействия студентов и преподавателей. Система высшего образования из авторитарной должна перейти в гуманистически-партнерскую. Взаимная ролевая трансформация студентов и преподавателей становится необходимой. При этом имидж выступает средством готовности и способности социального актора к
14
взаимодействии «на пересечении» макро - среды изменяющегося общества и микро-среды современного российского вуза. Эти два уровня воспринимаются и трактуются в исследовании как взаимообусловленные.
2. В системе высшего образования сложилась структура образовательного взаимодействия, не требующая изменения, так как она отвечает институциональным задачам; по-прежнему в образовательном взаимодействии основными акторами выступают преподаватели и студенты. В качественно иных системных условиях общественной жизни взаимодействие между этими группами требует существенных перемен. Характер образовательного взаимодействия, по мнению диссертанта, должен быть трансформирован в соответствии с новыми актуальными задачами высшего образования, материальной инфраструктурой и действительностью функционирования открытого образовательного пространства в информационном обществе. Направление трансформации: построение партнерского образовательного взаимодействия обеспечивающего его социальную эффективность в XXI веке.
3. В трансформирующемся обществе меняются требования к содержанию и форме ролевой презентации преподавателя вуза. Эти требования составляют императив трансформации, воспринимаемый как сигнал к изменениям акторами образовательного взаимодействия -педагогами и студентами. Характер реагирования на эти требования определяется самими педагогами и студентами. Таким образом, трансформация образовательного взаимодействия приобретает объективно - субъективный характер, процесс обозначен в работе как ролевой переход в профессиональной деятельности.
4. В образовательном взаимодействии имидж преподавателя функционирует как реальное значимое явление и выполняет функции коммуникационного сообщения. У студентов имеются четкие ожидания в отношении имиджа преподавателей вуза. Они складываются в более