Ви є тут

Этнические элиты Северного Кавказа : Опыт социологического анализа

Автор: 
Белоусов Михаил Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
271574
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I МетОДОЛОГИЧеСКИе ОСНОВЫ ИЗУЧеНИЯ ЭЛИТ В СОЦИОЛОГИИ
1.1. Концепция элит в западной социологии 15
1.2. Региональные элиты 33
1.3. Основные подходы к изучению этнических элит в социологии 49 Краткие выводы к I главе 66
Глава II Социальные условия функционирования этнических элит СеверногоКавказа.
2.1. Дагестан: вариант полиэтничности региональной элиты 67
2.2. Карачаево-Черкесия: бинарный вариант региональной элиты 84
2.3. Северная Осетия: переход от этнической к региональной элите 104
2.4. Ингушетия и Чечня: два варианта развития родственных этнических элит 119
Краткие выводы к II главе 135
Заключение 136
Список литературы 145
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В политической области основными задачами Федеральной целевой программы экономического и социально-политического развития Северо-Кавказского региона на период до 2005 года определены: установление и поддержание межнационального согласия; преодоление конфликтных и кризисных ситуаций, сепаратистских настроений; обеспечение безопасности граждан и целостности Российской Федерации; решение проблем внешних границ региона (режим, обустройство, охрана).
Стратегическое решение проблемы стабильности и безопасности на Северном Кавказе связано, в первую очередь, с повышением эффективности функционирования государственной власти, укреплением взаимодействия Центра и субъектов региона и развитием потенциала российского федерализма.
Актуальность и сложность проблем, которые необходимо решать в ближайшее время, выдвигает на первый план несколько ключевых вопросов. Прежде всего, это вопрос о том, кто будет непосредственно осуществлять программу преобразований на местах. И здесь нельзя обойти стороной проблему включения нынешних политических , административных и других элит региона в созидательный процесс укрепления основ федеративного государства. Первостепенной задачей должно стать формирование в регионах здоровых политических элит, очищение их от маргинальных политиков, вознесшихся на волне национал-радикализма и политического экстремизма.
Официальные органы власти республик Северного Кавказа составлены при значительном преобладании бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры автономий. В силу естественного стремления сохранить в своих руках власть старая элита крайне медленно идет на осуществление экономических и особенно политических реформ в республиках, что делаег
3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛИТ В
СОЦИОЛОГИИ.
1.1. Концепция Элит в западной социологии.
Как только проблема власти, благодаря, в основном, Ницше, стала
центральной в исследованиях элит, само это исследование прочно и надежно перешло в русло социологии.
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институализировать, закрепить в форме политического господства. Категория господства является центральной, базовой для адекватного осмысления проблемы элит, так же понятие господства - выступает родовым но отношению к понятию элиты, а изучение системы политического господства - одной из первейших задач политологии и социологии.
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. "Господство, - писал Вебер, -означает шанс встретить повиновение определенному приказу"(1).
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу,
15
может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не ^ сможет долю продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.
В современных правовых социальных государствах связь политического господства с социальными привилегиями ослабла, хотя и не исчезла полностью. Альтернативой политическому господству является самоуправлснческая организация общества, осуществление которой в обозримой перспективе не реально.
Господство как институализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.
16