Ви є тут

Социальные условия формирования самоуправленческой активности территориальных общностей

Автор: 
Демьянов Евгений Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193009
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
С.
¥
Введение......................................................3
ГЛАВА I.
Территориальная общность как субъект самоуправленческой активности......................................................15
1.1. Факторы формирования и развития территориальных общностей.. 15
1.2. Самоуправленческая активность как качество социума........48
ГЛАВА И.
Развитие механизмов реализации самоуправленческой активности территориальных общностей ...............................77
2.1. Тенденции развития самоуправленческой активности .........77
2.2. Социальное партнерство в реализации самоуправленческой активности................................................104
Заключение....................................................140
Список использованной литературы..............................144
Приложения....................................................161
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема изучения административной деятельности на местном уровне всегда была актуальна для России. Но в отечественной истории были периоды, например, как сейчас, когда этот вопрос был особо значим. Прежде всего, эго вызвано происходящим в настоящее время процессом децентрадизации властных полномочий от органов управления к общественному сектору, от государства к гражданскому обществу. Если еще несколько лет назад исследование местного самоуправления заключалось главным образом в определении его правовых и организационных начал, то теперь становится все более очевидно, что основным объектом изучения должны стать его социальные основы, социальные предпосылки, важнейшей из которых, на наш взгляд, является сформировавшаяся самоуправленческая активность территориальных общностей.
Суть местного самоуправления заключается в том, что социум (территориальная общность) решает самостоятельно и под свою ответственность вопросы местного значения. Его основным содержательным показателем выступает активное участие жителей в решении проблем местного значения. Так, в Европейской Хартии о местном самоуправлении под ним понимается «право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел» [1, 4466]. Осуществление административных полномочий за счет собственной инициативы, под свою ответственность является главным принципом местного самоуправления, имеющего давнюю традицию в России, доказавшего свою жизнестойкость при всех исторических превратностях.
Особый интерес представляют взаимоотношения органов власти и территориальных общностей. Местная власть, находясь на управленческом уровне, наиболее близком к повседневной жизни людей, во-первых, является фактором
определение социальной единицы, являющейся носителем отношений самоуправления. Так, по высказыванию П.А. Сорокина: «...социолог должен найти своего рода «социальную клетку», исследуя которую, он тем самым получил бы знание основных свойств общественных явлений» [159, 550].
Первичная единица самоуправленческих отношений — «социально-территориальная общность» может быть определена как относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью в той или иной мере социальных норм, ценностных ориентаций и интересов. Социальные общности разных видов представляют собой различные формы совместной жизнедеятельности людей, ибо «категория „общность“ обозначает определенное свойство как атрибут групповой деятельности» [131, 183].
Исходя из этого, территориальную общность мы определяем как исторически сложившуюся, устойчивую, социально организованную совокупность людей, объединенную совместным проживанием на одной территории и системой связей, возникающих в результате процессов и явлений общественного развития, протекающих в рамках этой территории. По мнению A.A. Долинина, данная общность обладает устойчивостью и пространственной целостностью, так как взаимосвязи между ее элементами (людьми и их группами) повторяются и замыкаются в пределах определенной территории [75, 15].
Именно территориальная общность является основным субъектом местного самоуправления, так как его осуществление предполагает коллективное действие по решению местных вопросов. Разрозненное, не осознающее общности местных интересов население не может стать субъектом самоуправленческой деятельности. По мнению А. Ягельского, «сам термин „население“ имеет тот же смысл, что статистическая популяция, и отражает только факт существования определенного количества индивидов, охваченных данной совокупностью, не указывая критерии подбора этих индивидов. При этом факт территориальной связи рассматривается исключительно как результат проживания на одной
территории» [199,7].
Таким образом, под территориальной общностью, в отличие от категории «население», нами понимается не просто совокупность жителей какой-либо территории, а устойчивая группа людей, постоянно проживающих на определенной территории и выступающая носителем локально проявляющихся связей и отношений, господствующих в данном обществе. Традиционное понимание социально-территориальной общности исходит из определения этого понятия Я. Щепаньским: «Территориальными общностями мы называем те общности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории» [196, 160]. Большинство исследователей используют данное определение как операционное.
В нашей работе для описания объекта исследования употребляются термины «территориальная общность» и «социум» как синонимы. Подтверждением этой позиции является мнение Э.Б. Алаева: «От всех других человеческих общностей социум отличается тем, что территориальное единство для него основной признак» [16, 183]. При цитировании правовых документов в данном значении используется утвердившийся в юридической практике термин «местное сообщество». Термины «население» и «жители» используются нами в тех случаях, когда для описания какого-либо явления сплоченность и единство территориальной общности не являются определяющими характеристиками.
Понятие «территориальная общность» в последние годы стало одним из ключевых понятий социологических и междисциплинарных исследований. Это вызвано, прежде всего, возросшей заинтересованностью государства в использовании местных ресурсов для проведения государственной политики. Одним из таких ресурсов является административная самодеятельность населения, заключающаяся в реально действующем самоуправлении территориальных общностей.