Ви є тут

Проблемы социализации молодых работников промышленных предприятий в современном российском обществе

Автор: 
Винограденко Герман Геннадьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192761
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ..............................................18
§1. Основные теории и методологические принципы изучения ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.......................................... 19
§2. Проблемы взаимодействия первичной и вторичной социализации МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ промышленных предприятий............38
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА..................................68
§1. Формирование духовных ценностей и установок молодых
РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ...............................................70
§2. Формирование установок молодых работников промышленных предприятий в сфере труда в трансформирующемся обществе 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................139
2
ВВЕДЕНИЕ
Существенные экономические, социальные, политические и духовные преобразования в российском обществе привели к тому, что сформировавшаяся общественная система ценностей, норм поведения претерпевает серьезные изменения. Формирование новой системы ценностей связано с рядом проблем. В частности, с проблемой адаптации старшего поколения к новым социально-экономическим и политическим условиям; с проблемой формирования новой системы ценностей и социальных установок у молодого поколения. Есть определенные перемены, которые положительно сказываются на процессе социализации. Однако ряд негативных процессов, сопутствующих подобным преобразованиям, в состоянии значительно затруднить и даже кардинально нарушить общий процесс социализации индивидов. Индивиды в процессе социализации конструируют свою социальную реальность. Они создают ее тем, что, исходя из своих субъективных свойств и находящихся в их распоряжении объективных ресурсов, конструируют схему восприятия, оценивания, мышления и социального взаимодействия, а затем осуществляют социальные практики в соответствии с этими схемами.1 Актуальность темы диссертационной работы в этом аспекте связана с поиском механизмов формирования социальных установок у молодых людей в соответствии со спецификой процесса социализации в современных условиях России. Особую актуальность в условиях развития российского общества приобретает изучение процесса формирования базовых установок личности, который непосредственно связан со степенью интернализации индивидом существующей в обществе совокупности моральных ценностей и норм, а также, что немаловажно, с направленностью поведения личности.
Актуальность работы обусловлена и изменением роли социальных институтов и агентов социализации в сфере труда. В настоящее время все
1 Качанов Ю., Шматко I!. Социальная идентичность как базовая метафора рефлексивного жизнсописания./Соцнальная идентификация личности. - М.: Из-во Института социологии РАН. 1993. С.238-266.
информации прогнозного характера о влиянии социализирующих факторов на личность в процессе трудовой деятельности.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились теоретические положения структурного функционализма, в частности концепция социализации Т.Парсонса; теоретико-методологический подход
Э.Дюркгейма, отводившего центральное место в социализации процессу интернализации иидивидумом социальной морали общества (морального кода системы). Кроме того, в работе использованы теоретические положения феноменологии, в частности, современной концепции социализации, сформулированной П.Бергером и Т.Лукманом, в которой акцент делается на конечном продукте социализирующего воздействия общества — индивидуальной идентичности.
Кроме концепций социализации в социологической традиции в работе использованы теоретико-методологические положения, разработанные в рамках психологии, социальной психологии и антропологии. В частности, психоаналитическая концепция З.Фрейда в контексте рассмотрения элементов социального контроля у детей в процессе социализации; воззрения бихевиористов, рассматривавших первичные врожденные импульсы ребенка как основу формирования социально-ценностных привычек, а приобретенные (вторичные) импульсы как основу для закрепления позитивных социальных поведенческих моделей.
Методологической основой исследования являются, во-первых, аксиологический подход, позволяющий определить содержание социальнопсихологических качеств личности, их направленность (особое внимание уделяется изучению базовых индивидуальных установок); во-вторых, нормативный подход, реализуемый в рамках подхода аксиологического, который предоставляет возможность анализа всей совокупности внутренних императивов, приобретаемых личностыо в процессе социализации; в-третьих, системный подход к анализу структуры процесса социализации, позволяющий выделить социально-значимые элементы этого процесса, определить характер
их взаимосвязи, проанализировать процесс социализации как составной элемент общественных отношений; в-четвертых, адаптивистский подход, который позволяет раскрыть механизмы приспособления личности к системе социальных норм, ценностей, установок и т.д., действующих в обществе.
Основу эмпирической базы работы составляет собственное исследование автора, проведенное в 2002 г., в рамках которого было опрошено 433 человека - молодых работников промышленных предприятий г. Уфы, в том числе УМПО (73 человека), завода Промсвязь (62 человека), завода Уфимкабель (63 человека), УЗЭМИК (56 человек), завода Уфахимпром (54 человека); ЖБЗ (60 человек), БЭТО (65 человек). В ходе исследования были опрошены молодые рабочие, служащие и управленческие работники в возрасте 18-35 лет.
В ходе работы над диссертацией в качестве источников вторичной информации использовались результаты эмпирических исследований
Всероссийского Центра изучения общественного мнения, опубликованные в ежемесячнике «Мониторинг общественного мнения: экономические и
социальные перемены» (2000-2003 годы); результаты исследования трудовых отношений и факторов, влияющих на их оптимизацию, проведенного Институтом социологии РАН в 2000 году; а также результаты мониторинга (1991-1999 г.г.) по проблемам молодежи в Республике Башкортостан, проведенного Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН и кафедрой социологии Башкирского государственного университета по заказу Госкомитета РБ по делам молодежи, в которых автор принимал
непосредственное участие в 1995-1999 г.г. Помимо этого в работе
использованы данные Государственного комитета РБ по статистике за 1990-2000 годы по динамике молодежи, занятой в сфере материального производства. Все перечисленные данные составили эмпирическую базу диссертационного исследования.
На основе проведенного исследования в диссертации сделаны теоретические выводы и сформулированы практические рекомендации по