Ви є тут

Социальный контракт как способ повышения эффективности системы социальной защиты в современной России

Автор: 
Награльян Антон Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
302765
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................... 3
ГЛАВА 1. Социальный контракт как институт в системе
социальной защиты населения: теоретико-методологические
основы исследования.............................................. 17
1.1. Методологические аспекты изучения социального контракта
в научной литературе........................................ 17
1.2. Теоретико-методологические основы исследования социальной защиты населения................................. 39
ГЛАВА 2. Российский опыт реализации социальной защиты и зарубежная практика применения социального контракта в системе социальной защиты населения............................ 65
2.1. Российский опыт реализации социальной защиты населения 65
2.2. Зарубежный опыт применения социального контракта
в системе социальной защиты населения...................... 80
ГЛАВА 3. Особенности функционирования системы социальной защиты населения в современном российском обществе и основные направления ее реформирования в контексте внедрения социального контракта....................................................... 108
3.1. Особенности функционирования системы социальной защиты с точки зрения интересов населения современного
российского общества....................................... 108
3.2. Перспективы реформирования социальной защиты населения российского общества в контексте внедрения системы социальных контрактов...................................... 136
Заключение...................................................... 159
Список литературы............................................... 165
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование системы социальной защиты населения как совокупности организаций и социально-экономических мероприятий, направленных на поддержку граждан, неспособных самостоятельно обеспечить себя необходимыми средствами существования, принято рассматривать в качестве важнейшего достижения социальной политики XX в. Именно в этом столетии рядом государством мира были приняты определенные социальные обязательства по отношению к своим гражданам, что нашло отражение в концепции социального государства, взятой на вооружение большинством развитых стран. Российская Федерация, в соответствии с Конституцией 1993 г. (ст. 7), также является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В то же время многими исследователями в настоящее время ставится под сомнение факт действительного существования такого государства в России.
В течение 1990-х гг. социальная защита в нашей стране сохраняла многие элементы советской системы всеобщего социального обеспечения, однако экономический и социальный фундамент существования этой системы был практически разрушен, что повлекло за собой постоянное и повсеместное нарушение социальных обязательств российского государства перед гражданами. Современная российская система социальной защиты, несмотря на определенные позитивные изменения в этой сфере, произошедшие в течение последнего десятилетия, нуждается в существенных преобразованиях и модернизации. Опыт развитых капиталистических государств мира представляет в качестве наиболее эффективного варианта модель социально-ориентированной рыночной экономики, на основе которой только и может быть построено подлинное социальное государство. Перед современной российской социальной политикой стоят задачи остановки
3
компонентов. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть применены федеральными, региональными и муниципальными органами и учреждениями социальной защиты населения, использованы при разработке социальной политики, связанной с внедрением в программы адресной социальной помощи системы социальных контрактов. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании социологии, социальной работы, социальной политики, а также в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников социальных служб.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции
«Социализация молодежи Юга России в XXI в.» (Ростов-на-Дону, 2007 г.), IV Всероссийской научной конференции «Сорокинекие чтения» (Ростов-на-Дону, 2008 г.), Международной научной конференции «Регионы Юга России: вызовы мирового кризиса и проблемы обеспечения национальной безопасности» в ИПГТК ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Кавказ - наш общий дом» (Ростов-на-Дону, 2009 - 2010 гг.).
Результаты исследования опубликованы в 5 научных работах, среди которых 2 статьи из перечня ведущих научных журналов и изданий ВАК РФ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
16
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТИТУТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Методологические аспекты изучения социального контракта
в научной литературе
Рассмотрение методологических аспектов изучения социального контракта в научной литературе предполагает обращение к взглядам мыслителей XVII - XVIII вв., поскольку именно в этот период категория общественного договора, или социального контракта, занимала одно из центральных мест в ряде наиболее влиятельных социальных учений. Общественные теории, использующие понятие «социальный контракт», восходят к трудам английского философа Т. Гоббса. Общественный договор, или социальный контракт, по Гоббсу, - это прежде всего образование верховной власти и государства. Принципиальным следствием общественного договора является создание государства, «великого Левиафана», самого искусного подражания человека природе. Основная цель государства, определившаяся в результате заключения общественного договора, формулируется мыслителем как «забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни»7. По мысли Т. Гоббса, социальный контракт представляет собой социальный порядок, обеспеченный государством; вне этого порядка жизнь человека является «одинокой, бедной, несчастной, скверной и короткой». Люди, согласно Гоббсу, добровольно следуют гипотетическому «социальному контракту», в рамках которого они добровольно подчиняются суверену. Остальные граждане ведут себя также, поэтому ни у кого и не возникает стимулов к нарушению контракта. Государство предоставляет гражданам определенные права,
7 Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 116.
17