Ви є тут

Мигрантофобия как социальное явление в структуре межэтнических отношений

Автор: 
Нос Наталья Михайловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
185
Артикул:
192106
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Современную социально-политическую ситуацию в России можно охарактеризовать как кризис взаимодействий. Смена политического устройства, изменение прежних стереотипов и установок, ценностных приоритетов в условиях
экономического кризиса привели к нестабильности системы общественных и межэтнических отношений. Распад СССР обострил межнациональные отношения и вызвал новые явления в миграциях населения. При взаимодействии этнических мигрантов и местных жителей достаточно явными становятся возникновение и рост тревожности общественного сознания, происходит формирование социальных напряженностей, которые приобретают устойчивый характер и интенсивно распространяются ц принимающей среде.
В настоящее время одной из существенных и актуальных проблем в межэтнических отношениях является феномен мигрантофобии, который способствует росту межэтнической напряженности, этнической нетерпимости и конфликтов. Краснодарский край, как экономически привлекательный регион, выделяется нестабильным миграционным балансом из-за многих социальных и этнополитических факторов. Межэтнические отношения здесь проблематизируются изменениями в статусных диспозициях мигрантов и местных жителей, способом расселения и численностью мигрантов, монополизацией некоторых сфер предпринимательской деятельности, вовлеченностью мигрантов в криминальную деятельность, что нередко приводит к формированию явления мигрантофобии.
Мигрантофобия имеет негативные последствия не только в среде местных жителей, которые могут испытывать дискомфорт, скрытое ощущение опасности и тревоги, но и для самих мигрантов, которые в условиях мигрантофобии не смогут нормально адаптироваться и стать
17
показателей этнической идентификации в системе отношений: «местные жители» - «мигранты».
Социологическое познание мигрантофобии как социального феномена основывается на микросоциологии. С развитием процессов индивидуализации, появился новый ракурс рассмотрения социальных феноменов и процессов в системе отношений общество-индивид, где сосредотачивалось внимание на индивидах как сравнительно самостоятельных относительно общества. Такая модель концентрировалась на рассмотрении «общества в индивидах». Пришло понимание того, что субъективное измерение обязательно должно присутствовать в социальной картине мира и приниматься во внимание при социологической интерпретации.
Питер Бергер считает, что в этой модели субъективная картина мира более адекватно учитывает индивидуальный аспект социального взаимодействия и способность человека привносить свои субъективные смыслы, значения и интерпретации в конкретные социальные ситуации, участникам которых он является. Он настаивает на двух составляющих - это социальная роль и тот субъективный смысл, который индивиды вкладывают в свои действия1.
Субъективный подход существенно меняет не только фокус интереса, способы познания, но и весь стиль социологического видения. Разграничение социальной роли и индивида, её исполняющего, ведёт к срыву социальностереотипных масок, которыми общество наделило определённые роли и их исполнителей. Такая ориентация демонстрирует зыбкость всех идентификаций, предписываемых обществом, и вытесняет, кем в реальности стремится быть тот или иной субъект, ориентируясь на собственный выбор. Этот подход называется гуманистическим, потому что социолог указывает на возможность такого выбора индивидом, а ситуации, в которых происходит
1 Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. - М.: Академия-Центр, Медиум,
1995. С. 113.
18
выбор, означает чёткое определение рамок качественного исследования и сводит его к микроанализу конкретных ситуаций. Поэтому мигрантофобия является субъективным опытом индивида, который трансформирует конструкты социальной реальности, выраженные идентичностями.
Микроанализ - это научное поле, территория для исследований повседневного опыта как с точки зрения культурного дискурса, коммуникации, так и с точки зрения мотивации и социальнопсихологических особенностей взаимодействия субъектов. 1 Эта область очень удобна для междисциплинарного исследования практики человеческого взаимодействия, в процессе которого раскрываются модели, эталоны социального поведения людей. Мигрантофобия как этносоциальный феномен, является примером осуществления такого подхода в исследовательской практике.
В поисках ответа на вопрос, как из индивидуального начала образуются социальные структуры, феменологи Бергер и Лукман выделяют первоначально три составляющие: субъект, наделенный субъективными смыслами, понятия «мы-группа» и «они-группа». Именно поэтому, рассматривая проблему мигрантофобии в системе межэтнических отношений, необходимо учитывать типизацию социального мира в оппозиции идентичностей «мы-местные жители» и «они-мигранты».
Мы можем рассмотреть, как образуются эти конструкты. Привнося в каждую социальную ситуацию свои мотивы и модели поведения, субъекты привыкают к определённому виду действия, предполагая, что такой тип действия одобряется другими. Они начинают применять по отношению к таким ситуациям типические мотивы и способы действия. Это придаёт первичной «мы-группе» регулярный, повторяющийся характер, формирует модели поведения в рамках «мы-группы». Но для того, чтобы стать достоянием других и постепенно институализировать определённые модели
1 Семёнова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическ>то социологию. - М.: Добросвет, 1998,
С.27.