Ви є тут

Программно-целевое регулирование занятости населения в регионе : Социологический аспект

Автор: 
Тепцова Ольга Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
269903
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение............................................. 3
Глава I Теоретико-методологические основы программноцелевого регулирования занятости населения в регионе................................... 10
1.1. Занятость населения как объект социального
программирования............................... 10
1.2. Сущность и основные признаки программно-целевого регулирования занятости населения 31
Глава 2 Механизм применения программно-целевого регулирования занятости населения: региональный аспект (на примере Пензенской области)............... 52
2.1. Концептуальные основы и особенности регионального программирования занятости
населения .................................... 52
2.2. Социально-структурная специфика применения
программно-целевого регулирования занятости
населения...................................... 73
2.3. Взаимодействие участников программы содействия занятости населения в регионе.............. 103
Заключение.................................................... 120
Библиографический список использованной литературы 124
Приложения........................................... 140
Введение.
Актуальность диссертационного исследовании определяется необходимостью социологического анализа региональных рынков труда и обеспечения рациональной занятости на основе программно-целевого роллирования в условиях рыночной экономики.
Реализация этого положения требует особого внимания к социально-институциональным аспектам формирования государственной политики занятости населения.
Первые попытки сформировать государственную политику занятости применительно к условиям рыночной экономики были предприняты в 1991 голу и нашли свое выражение сначала в радикальном изменении советского законодательства о занятости, а затем в принятии Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и создании Федеральной государственной службы занятости. С момента своей организации органами службы занятости разрабатывались федеральные и региональные программы содействия занятости населения. Однако их осуществление осложнялось отсутствием социально-институционального комплекса и в значительной мере оказалось формальным.
В то же время, в вопросах регулирования занятости населения нельзя надеяться на то, что рынок без участия государства сам расставь все на свои места. Особенно опасно целиком полагаться на рыночную стихию сегодня, когда безработица все более приобретает скрытый характер, растет теневая занятость.
Поэтому вопросы разработки социологических основ программно-целевого регулирования занятости населения в связи с развитием институциональных форм общественных отношений в этой сфере требуют специального научного рассмотрения.
14
нормативной. Качественный аспект - это низкая зарплата, низкая производительность труда, недоиспользование профессиональноквалификационного уровня работников и др. Незанятость такого плана переводит проблемы занятости на уровень глобальных экономических проблем и требует более тщательного рассмотрения в плане анализа последствий безработицы, поскольку попадающие в эту область лица представляют собой потенциальную угрозу стабильности и в любой момент могут перейти в категорию безработного населения.
Неполная занятость имеет два признака. Во-первых, к не полностью занятым могут относиться только лица наемного труда. Во-вторых, неполная занятость относится к регулярной, постоянной занятости, когда работник должен отработать определенное количество часов каждую неделю. В силу этого, к не полностью занятым не относятся временные, сезонные и случайные работники, хотя, как правило, они работают меньше нормативной продолжительности рабочею времени. Следствием такого положения является снижение трудовой активности, вызванной неравномерной трудовой нагрузкой в отдельные периоды времени. Кроме того, происходит определенное снижение жизненного уровня, обесцениваются результаты обучения и т.д.[168, С.121-1231.
Исходя из выше сказанного, занятость лишь создает человеку возможность получить конкретное рабочее место, обеспечивает его участие в труде, являясь предпосылкой начала трудовой деятельности. Тем самым, мы находим косвенное подтверждение тому, что занятость охватавает широкий круг проблем, имеющих два уровня проявления; общество и индивид.
Таким образом, по нашему мнению, занятость населения, как социальная (социологическая) категория, представляет собой систему отношений по поводу включения отдельного работника или отдельной социальной группы в конкретную кооперацию труда, адаптацию в ней с
15
целью удовлетворения спроса на рабочую силу со стороны различных нанимателей и реализацию производительной способности (предпринимательской инициативы).
В этой связи введем понятие "рынок труда", которое непосредственно связано с понятием занятости населения
Формированию и регулированию рынка труда посвящено значительное число работ. Тем не менее, общепризнанного определения понятия "рынок труда" пока не сложилось.
Можно говорить о двух трактовках этого понятия: широкой и узкой.
Согласно широкой трактовке, понятия "рынок труда" и "занятость" взаимосвязаны следующим образом. Занятость включает в себя комплекс отношений по поводу создания, распределения и смены рабочей силы, порядок найма и высвобождения работников, условия содержания труда, установление уровня его оплаты, обучения и подготовка кадров, их профессиональная и теоретическая мобильность [73, С.53-62).
Рынок труда является сферой оплаченной занятости Он охватывает не только лиц, занятых поиском работы, но и всех занятых (по мнению Л.А. Еловикова, за исключением учащихся и лиц, ведущих натуральное хозяйство, деятельность которых следует отнести к занятости вне рынка) [141, С.250-262).
С подобной позицией не согласны сторонники узкой трактовки понятия "рынок труда". В соответствии с последней, рынок труда охватывает только тех, кто ищет работу. Аргументируя эту позицию в докладе на научной конференции, состоявшейся в рамках международной выставки "Занятость населения - 2000", А.Э. Котляр отмечай, что при широкой трактовке рынка груда последний начинает охватывать не только сферу производства, но и сферу обращения, что не правомерно. Согласно его точке зрения, между понятиями "регулирование рынка груда" и "регулирование занятости населения" имеются существенные отличия. В