ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ:
ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Введение.........................................................3
Глава 1. Национально-культурные объединения как социальные организации
гражданского общества.......................................... 13
§ 1.1. Понятие и социальные функции национ&пьно-культурных
объединений.....................................................13
§ 1.2. Национально-культурные объединения и право этнических групп на
национально-культурную автономию..............................46
Глава 2. Тенденции и проблемы развития национально-культурных
объединений в Республике Башкортостан
..............................................................70
§ 2.1 Социальный портрет национально-культурных объединений в Республике
Башкортостан..................................................70
§ 2.2. Оптимизация деятельности национально-культурных объединений в
современных условиях........................................... 110
§ 2.3. Формирование социально ответственного партнерства национальнокультурных объединений и
государства................................................... 141
Заключение......................................................166
Список цитированных источников и библиографической
литературы......................................................179
Приложение № 1.................................................195
Приложение № 2................................................ 197
3
ВВЕДЕНИЕ
*
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, сегодня на всем постсоветском пространстве этносы бывшего СССР переживают качественно новый этап своего развития, названный некоторыми исследователями «этническим ренессансом»1. Для данного этапа характерны рост этнического самосознания и обостренное внимание к проблемам сохранения и развития национальных культур, языков, традиций, обычаев и прочих атрибутов этничности. Рассматривая ход данного процесса на территории России, мы можем констатировать, что задачи этнокультурного развития стремятся решать не только этносы, образовавшие самостоятельные национально-государственные образования в составе Российской Федерации, но и многочисленные этнические группы, проживающие в полиэтнических регионах нашей страны. Это реалии нашего времени, и они требуют своего осмысления.
Во-вторых, этнический фактор играет существенную роль в становлении гражданского общества в современной России, что находит свое выражение как в том, что многие важнейшие социальные процессы имеют этнически окрашенный характер, так и в том, что одним из структурообразующих элементов формирующегося гражданского общества становятся национальнокультурные объединения (НКО), возникающие в ходе институализации демократических национальных движений. Очевидно, что необходимо выявить сущность, специфику и функциональное предназначение национальнокультурных объединений.
В-третьих, сегодня уже накоплен определенный опыт работы национально-культурных объединений в полиэтнических регионах Российской Федерации (в частности, в Республике Башкортостан), систематизация и обобщение которого помогут четче увидеть тенденции и проблемы развития организаций подобного рода, предложить пути оптимизации деятельности
1 Табайди Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс... Правомерен ли термин? // Дружба народов. 1989. №2. С. 47.
19
сформированной личности непременно остаются неустранимые черты того народа, среди которого он родился и воспитан»1
2) устойчивости - этничность очень глубоко укоренена в человеке и поэтому весьма устойчива, существуя даже независимо от внеэтнических социальных условий, свидетельством чему может служить судьба цыган и евреев, столетиями не имевших собственной территории; «индивид может сменить классовую или сословную принадлежность, стать подданным другого государства, но этничность по своему желанию изменить невозможно»1
3) интенсивности - многие авторы указывают на мощный эмоциональный заряд, связанный с этничностью, ее исключительную значимость для личности.
Мы полагаем, что в трактовке этничности обстоятельный анализ требует интеграции сильных моментов всех перечисленных подходов. Безусловно важным в понимании этничности является: 1) признание сторонниками всех подходов решающей роли этнической идентичности для самовыделения этноса и для выделения его другими, равно как и для деятельности людей в этнической сфере; 2) использование социально-психологических методов объяснения этничности в русле инструменталистской концепции; 3) обоснование в конструктивистском подходе роли идеологий и идеологов в формировании чувства этнической солидарности.
В данной работе под этносами будут пониматься социальные общности людей, объединенных между собой языком, культурой и осознанием единой этнической принадлежности на базе общих ценностных ориентаций.
Несмотря на то, что относительно сущности этничности идут дискуссии, тот факт, что этнос внутренне структурирован, т.е. существуют подразделения этноса, определенным образом соотносящиеся друг с другом, в науке общепризнан. Как отмечает Р.Г.Кузеев, «в широчайшем спектре описаний и этнокультурных характеристик подразделений этноса явно просматривается их
10 Рыбаков С.В. К вопросу о понятии «относ»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. №6. С.4.
11 Там же. С.4.
20
однотипная сущность. Это относительно небольшие (всегда меньше этноса) и постоянно развивающиеся составные единицы, динамичные клетки существующих народов»12. Одним из подразделений этноса является этническая группа.
В зарубежной науке, а с недавних пор и в отечественной, под этнической группой подразумевается любая этническая общность, вне зависимости от ее
1Л __
статуса или характера расселения . Вслед за Р.Г.Кузеевым, В.Я.Бабенко и
Н.Н.Моисеевой мы будем понимать под этнической группой «часть этноса, оторвавшуюся в силу исторических обстоятельств от материнского ядра и расселившуюся (компактно или дисперсно) на более или менее значительном от него отдалении на территории другого этноса»14. По подсчетам специалистов, сегодня в мире существует около трех с половиной тысяч этнических групп, проживающих в 190 государствах15.
В таком случае правомерно предположить, что диаспора■ - это одна из социальных форм существования этнических групп. Этимологически термин «диаспора» имеет греческое происхождение и обозначает рассеяние, пребывание значительной части народы вне страны его происхождения. В науке этот термин стал применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особая этническая общность.
Национальная диаспора, согласно мнению глубоко и всесторонне исследовавшей данную проблему Т.И.Чаптыковой, может быть определена как «устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической
12 Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. М., 1999. С. 104.
13 См., например: Калинина К.В. Национальные меньшинства. М.. 1993.
14 Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я., Моисеева Н.И. Этнографические и этнические группы в новое и новейшее время // В кн.: Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. Уфа, 1987. С. 33.
15 Мы предпочитаем использовать именно понятие «этнической группы», а не понятие «национального меньшинства», хотя в отечественной научной литературе данные понятия часто употребляются как синонимы.
- Київ+380960830922