Ви є тут

Региональная система социальной защиты населения в современном российском обществе

Автор: 
Кулешова Галина Петровна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192582
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социальная дифференциация населения и система его
социальной защиты 20
1.1 Основы системы социальной защиты населения 20
1.2 Социальная защита как фактор регулирования стратификации
регионального социума 52
1.3 Система социальной защиты населения в регионе 72
2 Преодоление бедности - основное направление модернизации
системы социальной защиты населения 93
2.1 Методология и методика определения бедности 93
2.2 Системный характер нейтрализации и преодоления бедности 140
2.3 Механизмы самозащиты и адаптационные стратегии поведения
населения в регионе 152
3 Механизмы организации социальной защиты населения в
Республике Мордовия 210
3.1 Социальное партнерство как механизм социальной защиты и
самозащиты 210
3.2 Программно-целевая организация социальной защиты
населения в регионе 245
3.3 Мониторинг динамики социального положения населения в
Республике Мордовия 280
ЗАКЛЮЧЕНИЕ • 325
^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 333
С*
3
Введение
Актуальность темы исследования. Система социальной защиты — один из основополагающих институтов человеческой цивилизации. В современном обществе он выполняет такие важные функции, как перераспределение средств и ресурсов в пользу социально слабозащищенных категорий населения, придание социальной направленности общественному производству, снижение уровней поляризации общества и ослабление напряженности социальных конфликтов.
Необходимость изучения проблем социальной защиты обусловлена, в первую очередь, снижением уровня жизни и социальной защищенности значительной части населения России в процессе экономических реформ. Это определяет актуальность исследования процессов трансформации социальной защиты населения, а также выработки новой её концепции, адекватной условиям современного периода.
Политическое и социально-экономическое реформирование в последнее десятилетие XX века спровоцировало, наряду с массовым распространением таких явлений, как инвалидность, алкоголизм, наркомания, депопуляция, увеличение масштабов бедности, безработицы, детской беспризорности, вынужденной миграции и др., что обусловило рост численности населения, нуждаю-щегося в социальном обеспечении и социальной защите. Это происходит в условиях снижения ответственности работодателей и профсоюзов за социальную защиту населения, что диктует необходимость повышения роли государства в данной сфере. Новое социальное законодательство (как федеральное, так и региональное) увеличило количество категорий населения, признанных социально уязвимыми, и расширило перечень предоставляемых им выплат, льгот, компенсаций, услуг (т.е. социальной помощи). Вследствие этого, значительно возросли расходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов (пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования), обеспечивающих

стся Конституцией и различными законодательными актами. В то же время индивидуальная социальная помощь оказывается государственными и общественными организациями, с целью поддержки в трудной ситуации и уверенности индивида в своих силах. Значит, социальную защиту можно предоставить как систему законодательных, экономических и социальных гарантий для создания нормальных условий жизнедеятельности трудоспособным гражданам за счет эффективного трудового вклада и оказание необходимой социальной помощи отдельным индивидам или группам населения, которые не имеют возможности собственным трудом обеспечить себе существование в тех или иных формах за счет общества. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, специализированных учреждений, общественных организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, содействию занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.
На наш взгляд, следует различать понятия «социальная защита» и «социальное обеспечение». В Конституции Российской Федерации (ст. 39.1) говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях установленных законом» и далее «2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом» [158, с. 16]. Однако не сказано о таких существенных параметрах социального обеспечения, как размеры пенсий и социальных пособий, должны ли они гарантировать прожиточный минимум, определенный жизненный уровень или они составляют только некоторую часть, выплачиваемую федеральным бюджетом. При этом последний не может обеспечить жизненный уровень не только пенсионеров, но и работающих, когда не
выплачивают заработную плату. Категория «социальное обеспечение» должна быть включена в систему социальной защиты как одна из ее форм.
Определив понятие социальной защиты населения, необходимо провести ее структурный анализ как системы. У специалистов отсутствует единое мнение об элементном составе социальной защиты и содержании каждого элемента. Существует множество взглядов на структуру социальной защиты населения в связи с условностью и подвижностью ее границ. Например, Т.В. Юрьева включает в структуру социальной защиты социальные гарантии, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь [88, с.22-23].
Системный подход как методологический принцип предполагает не только рассмотрение и анализ существующих систем, но и создание, конструирование системы для достижения определенных, выдвинутых жизнью целей. Примером может служить конструирование системы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях. В процессе реформирования общества осуществляется оптимизация структуры, модификация в соответствии с целями, стоящими перед системой социальной защиты населения.
По нашему мнению, структура системы социальной защиты более обширна и включает следующие компоненты: : социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку и реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты ( рис. 1).