СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14
1.1 Гендерное равенство и неравенство: вопросы теории 14
1.2 Феминистский анализ экономических отношений 25
1.3 Женщины в науке: история и современность 46
ГЛАВА 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ 63
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Российские женщины в системе образования: история вопроса 63
2.2 Гендерные аспекты профориентации выпускников средней 71
школы
2.3 Аспирантура и научная деятельность в жизненных планах 90
студентов
2.3 Вузовская аспирантура в гендерном срезе 100
2.4 Академическая карьера женщин - кандидатов наук 124
ЗАКЛЮЧЕН™ 134
ЛИТЕРАТУРА 138
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
С тех пор как в сознание человечества два века назад была «вброшена» идея социального равенства, факты социального неравенства, ранее невидимые или невоспринимаемые людьми как несправедливые, становятся предметом общественного дискурса и причиной многих классовых и прочих конфликтов. Одним из видов социального неравенства является гендерное, присущее патриархатному обществу, основанному на господстве мужской части общества над женской.
«Проявления гендерного неравенства препятствуют развитию - стало быть, повышение гендерного равенства должно стать частью любой стратегии, имеющей целыо устойчивое развитие. Неравенство в правах, доступе к ресурсам, в выражении политических интересов, как правило, ставит в невыгодное положение женщин, однако все эти факторы наносят ущерб и остальной части общества и задерживают развитие. Примечательно, что особенно высокую цену за гендерное неравенство приходится платить обществу в бедных странах»1.
Эти строки из исследования Всемирного банка, посвященного анализу различных аспектов гендерного неравенства, полностью относятся к России, которая в известный период времени занимала лидирующие позиции в мире по обеспечению равных прав мужчин и женщин во всех сферах жизни общества.
Несмотря на несомненные успехи в достижении равных прав мужчин и женщин в передовых странах в XX веке - веке «гендерной революции» -проблеме гендерного неравенства предстоит долгая жизнь. В то же время движение к равноправию мужчин и женщин и равным возможностям в
1 Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / Пер. с англ. -М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - С. 75.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1Л. Гендерное равенство и неравенство: вопросы теории
История гендерного неравенства насчитывает тысячелетия, а гео1 рафия его распространения - весь мир. Однако это взгляд на историю человечества с позиций человека XXI века. До XVIII века вопроса о социальном неравенстве мужчин и женщин в общественном сознании разных стран и народов просто не существовало, хотя неравенство мужчин и женщин существовало всегда как социальная практика.
В простых обществах социально значимыми являются такие качества людей как род, возраст и пол, которые трансформируются соответственно в иерархию родственных, возрастных и половых групп. Объективное неравенство в таких обществах оценивалось и интерпретировалось как имманентный природе порядок. Несмотря на наличие объективного неравенства и социальных классов, возникших на основе вертикальной классификации, социальное неравенство отсутствует, поскольку оно не осознано и не интерпретировано как таковое. Здесь не ставится вопрос о гендерном неравенстве. Как мужчины, так и женщины не знают, что такое права и дискриминация женщин.
В традиционном обществе социальное неравенство также не является проблемой, ибо в этих обществах объективное неравенство воспринимается как часть божественного порядка. Заявить, что простолюдин равен знатному человеку (и наоборот), было кощунством в глазах первого и второго. Это фундаментальное неравенство поддерживалось обычаями, религиозными и правовыми институтами21.
В современном обществе ситуация существенно отличается от той, что характерна для простого и традиционного обществ. Самое главное -
01
Гофман А.Б. Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства // Социологические исследования. 2002. - №7 - С. 24.
многообразные объективные неравенства не только осознаются как таковые, но и интерпретируются с точки зрения идеала равенства. Поэтому они воспринимаются как факты социального неравенства и становятся как предметом общественного дискурса, так и причиной многих классовых и прочих конфликтов.
Переопределение ситуации социального существования человека произошло в XVIII веке, когда фактически неравенству был противопоставлен идеал равенства, и с этого времени - с века Просвещения -борьба за равенство стала одним из основных мотивов современной культуры.
Во второй половине XIX века «открытие» социального неравенства и требование равенства были осмыслены как часть грандиозного духовного переворота того времени, положившего начало новой культурной эпохе -эпохе модерна . Фактически только с этого времени, когда в общественное сознание была внесена идея равенства, началась борьба женщин за гендерное равенство, идеи равенства стали реализовываться в практике. «Естественное» ранее неравенство полов стало называться доминированием мужчин и дискриминацией женщин, считаться несправедливым и требующим уничтожения.
Несмотря на существенные успехи, достигнутые в последние десятилетия в области гендерного равенства, дискриминация по полу по-прежнему широко распространена во всем мире. Ни в одном регионе мира женщины не обладают равными с мужчинами юридическими, социальными и экономическими нравами. Хотя на женщин приходится основное бремя этого неравенства, ущерб от него носит более широкий характер, отражаясь на обществе в целом и на каждом без исключения человеке.
Факт' осознания существующего неравенства не означает, что оно всегда воспринимается с неудовлетворением. Недавняя публикация Музея и
15
- Київ+380960830922