Ви є тут

Формирование региональной системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи

Автор: 
Жираткова Жанна Вячеславовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192792
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
1 Методологические рамки исследования системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи
1.1 Студенческая молодежь как объект и субъект социальных отношений
1.2 Социально-защитные функции системы высшего образования
1.3 Сущность и основные стратегии системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи
2 Особенности организации и функционирования системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи на региональном и вузовском уровнях
2.1 Социологический мониторинг как механизм формирования системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи
2.2 Адаптационно-интеграционная стратегия социальной защиты и поддержки студенческой молодежи
2.3 Интеграционно-инновационная стратегия поддержки молодежных инициатив
Заключение
Список использованных источников Приложение А Приложение Б Приложение В
г*>
С.
3
16
16
34
59
78
78
114
128
142
145
163
173
181
Введение ,
Актуальность темы исследовании
Актуализация научного интереса к социальной защите и поддержке студенчества определяется тем, что, во-первых, в современном обществе объективно существует потребность в расширенном воспроизводстве высококвалифицированных специалистов; во-вторых, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе и ее интеграцию в социум; в-третьих, студенчество объективно является носителем инновационного потенциала развития общества.
Студенчество обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, проявляет активный интерес к практическому участию в процессе преобразования России. У него имеется необходимый потенциал для того, чтобы выступать реальным партнером органов законодательной и исполнительной власти в решении задач экономического, культурного, социального и воспитательного характера.
Данный потенциал может быть реализован лишь в том случае, если молодым людям будут предоставлены равные возможности и гарантии в получении образования, обеспечены условия для успешного профессионального старта в период перехода к информационному обществу. Это, в свою очередь, предполагает не только модернизацию существующей системы социальной поддержки молодежи, но и выработку новых стратегических ориентиров профессионального и социального становления студенчества.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации привели к системным институциональным и стратификационным переменам в жизни молодежи, в том числе и студенческой. В стране имеются необходимые предпосылки для решения проблем студенческой молодежи. Этим, в частности, занимаются органы государственной власти в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)», региональные и муниципальные власти.
совершенно изменившихся условиях, а с другой стороны - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности»1.
Осваивая совокупный общественный опыт, подрастающее поколение всегда привносит нечто новое. Не все изменения способствуют общественному развитию, а лишь те из них, что направлены на прогрессивное обновление общества и обладают свойством необратимости, придают социальному процессу характер развития2. Хотя процесс обновления чреват конфликтами, особенно в межпоколенных отношениях, сопровождается рождением субкультуры, следует подчеркнуть, что молодежь не копирует, а воспроизводит сложившуюся систему социальных отношений в измененном виде. При этом важно, чтобы молодежь обладала не только способностью наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ее становления социальную структуру общественных отношений, но активно участвовать в се совершенствовании и преобразовании. В этом и состоит, по мнению В.Т. Лисовского3, отличительное социальное качество молодежи.
Молодое поколение вносит существенный вклад в развитие страны. В числе первых молодежь осваивает новые сферы экономических отношений и рыночные стандарты поведения, выступает носителем либеральных ценностей, таким образом, включаясь в новые механизмы социализации. По оценкам специалистов4, позитивная мотивация по отношению к реформам у молодежи в 5 раз выше, чем у старших поколений. Она является важнейшим источником формирования различных коммерческих структур и негосударственного сектора экономики.
Инновационная функция в первую очередь присуща наиболее квалифицированной группе внутри молодежного субсоциума - студенчеству.
1 Мзркс K. 11емецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Г1СС. - Т. 3. - С. 45.
: См.: Чупров D.H. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. - 1998. -Ns 3. -С. 94.
3 См.: Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб., 1996.- С. 58.
4 См.: Котлова O.II. Молодежь России в 90-е годы // Социально-политический ж>рнал. - 1997. -№ 3.- С. 246.
Студенчество обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу и определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу социализации1.
Если образ жизни - это определенная система жизнедеятельности люден, то в структуре изучаемого нами образа жизни студентов должны фигурировать характеристики разного рода деятельности, видов, типов, сфер деятельности, содержание деятельности. Как отмечают исследователи, современное российское студенчество - одна из самых проблемных групп общества, претерпевающая динамичные внутренние изменения и постоянное усложнение взаимосвязей и отношений со всеми элементами экономической, социально-политической, культурной и других структур общества2. В этой связи дискуссионными остаются вопросы о месте студенчества в социальной структуре общества, о границах данной группы, характере и содержании процесса се социализации3.
Это во многом обусловлено тем, что студенчество нс занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития в целом страны, и субъектов Федерации в частности. На социальный статус студенчества оказывают влияние и национальные особенности системы высшего образования.
Студенчество как социальная группа стало одним из объектов исследования отечественных и зарубежных ученых более века назад. Научный интерес был обусловлен потребностями зарождающегося промышленного
1 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, 11.11. Федосеев, С.М. Ковхлсв, В.Г. Памов. - М., 1983. - С. 659.
2 См.: Лисовский B.T. Соиихтьные проблемы обучения и воспитания / В.Т. Лисовский, Л.Л. Козлов,
Е.М. Захарова // Российское студенчество на рубеже веков. Материалы Всероссийского студс!счсского форума. -
М., 2001.-С. 66.
5 См.: Лисовский В.Т. Личность студента / В.Т. Лисовский, Л.В. Дмшгрисв. - Л., 1974. - С. 23.