Ви є тут

Роль крупного вуза в формировании и развитии регионального образовательного поля

Автор: 
Петрякова Елена Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192902
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................... 3-16
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
РЕГИОНАЛИЗАЦИИ..................................... 17-75
; 1.1 Социальные факторы развития высшего образования на
I
ь
современном этапе: общее и особенное............... 17-54
\ 1.2 Роль и место университетов в развитии высшего
образования России............................................. 55-75
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОЛЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ).................................................... 76-123
2.1 Социальные факторы и особенности развития высшего
образования в Астраханской области................ 76-98
2.2 Роль крупного регионального вуза в формировании и
развитии поля высшего образования в регионе (на ' примере Астраханского государственного технического университета)...................................... 99-123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 124-129
БИБЛИОГРАФИЯ
130-145
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях особое значение имеет развитие системы образования в России, в которой учебные заведения, прежде всего вузы, готовят дипломированных специалистов, ориентированных на потребности общества и личности. Существенно возрастает роль производителей новых знаний, важнейшими из которых исторически являются университеты. Роль университетов как производителей, распространителей, хранителей и пользователей знаний и информации в условиях общества, основанного на знаниях, становится все более важной, несмотря на деятельность новых субъектов рынка знаний и информации.
Университеты превращаются в единые центры или комплексы, обеспечивающие единство обучения, науки и производства, получение новых знаний в результате научной и инновационной деятельности, их трансляцию в ходе обучения и реализацию востребованного обществом инновационного продукта. Однако российские университеты исторически являлись не только центром получения знаний, традиционно влияя на политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Здесь в разные периоды нашей истории широко обсуждались вопросы политики, шли дискуссии о месте нашей страны в процессах мирового развития.
Усиление внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в последнее десятилетие повлекло переоценку традиционных факторов регионального развития, создание региональных концепций, в том числе и в области образования, позволяющих комплексно решать целый ряд взаимосвязанных социально-экономических задач региона. Регионализация высшего образования стала важнейшей частью национальной системы образования, выполняющей целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни.
Региональные университеты основываются на богатых социокультурных традициях, являются важнейшим элементом социальной инфраструктуры,
13
Выносимые на защиту положения:
- развитие системы высшего образования в современных условиях обусловлено следующими основными группами факторов: социально-экономическими, политико-правовыми, социально-психологическими, «смешанными» (на уровне региона); анализ развития системы высшего образования позволил установить соотношение общего, особенного и единичного соответственно на мировом, общегосударственном и региональном уровнях;
- региональное образовательное пространство является уникальным общественным феноменом, включающим в себя комплекс социально закрепленных (признанных) позиций взаимодействующих субъектов и имеющим наряду с содержанием, обусловленным мировыми и общегосударственными особенностями развития системы образования, особенности в силу региональной специфики; деятельностный подход к анализу регионального образовательного пространства позволяет определять его уровни как «поля» взаимодействующих позиций субъектов. Рассмотрение регионального образовательного пространства через установление связей между уровнями (полями) позволяет анализировать систему образования в регионе;
- региональное образовательное поле рассматривается как уровень образовательного пространства, в рамках которого осуществляются социальные отношения и координация усилий между конкурирующими субъектами образовательного пространства с целыо удовлетворения однотипных образовательных потребностей общества и отдельной личности в образовании и который рассматривается в рамках конкретного региона, накладывающего свои специфические особенности (в том числе иод влиянием факторов развития системы образования) на становление, функционирование и развитие определенного образовательного поля (в нашем исследовании - высшего профессионального образования); наиболее значимым для развития
14
современной системы образования и основных сфер общественной жизни региона является уровень (поле) высшего профессионального образования;
- структура поля высшего профессионального образования представлена связями и взаимодействием различных субъектов (во внутренней структуре -крупного вуза с другими вузами; во внешней структуре - крупного вуза с другими полями, с предприятиями и организациями региона, с отдельными личностями); субъект-объектный компонент структуры представлен, с одной стороны, влиянием на региональное образовательное поле факторов развития системы образования, с другой стороны, - влиянием крупного вуза на социально-экономическое развитие региона;
- крупными вузами в региональном образовательном поле высшего профессионального образования и региональном образовательном пространстве в целом являются региональные университеты, которые способны быть системообразующими субъектами регионального образовательного пространства, оказывая ведущее влияние на социально-экономическое и культурное развитие региона; критериями выделения регионального университета как крупного вуза являются следующие: конкурентоспособность в региональном образовательном поле высшего профессионального образования, способность быть центром научно-производственнообразовательного потенциала региона, центром системы непрерывного образования и формирования качества образования в регионе;
оценка деятельности конкретного вуза (Астраханского государственного технического университета - АГТУ), действующего на территории анализируемого региона, позволила установить, что АГТУ является крупным вузом Астраханской области, определить дальнейшие пути его развития в рамках выделенных критериев. С помощью предлагаемой системы оценки появляется возможность проведения анализа деятельности конкретных вузов любого региона и определения роли любого вуза региона в меняющих социально-экономических и политических условиях развития