Ви є тут

Социальная интеракция и социальные сети в ситуации болезни

Автор: 
Аронсон Полина Яковлевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
137
Артикул:
191969
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................... 3
Глава I. Социальная интеракция в ситуации болезни: теоретические
подходы...................................................... 17
§1. Концепция роли больного Толкотта Парсонса: больной как
пассивный исполнитель социальной роли........................ 20
§2. Стигма: больной как активный режиссер социальной роли... 27
§3. Феноменологическая концепция жизненного мира: ситуация
болезни и жизненный мир...................................... 33
§4. Социальные сети как пространства интеракции в ситуации
болезни...................................................... 43
Глава II. Образование формализованных и неформализованные сетей в
ситуации болезни. Полевое исследование....................... 55
£ 1. Методология и методика полевого исследования............ 55
§2. Формализованные социальные сети: интеракция в
институциональном пространстве............................... 64
§3. Неформализованные сети: проблема институционального доверия
и распространение практик самолечения........................... 92
Заключение.......................................................... 126
Список литературы............................................... 130
3
Введение
Актуальность темы:
Вторая половина XX века отмечена появлением новых социальных процессов и институтов, связанных с изменением характера заболеваемости населения во многих развитых странах (Cockerham 2001). В течение предшествующего столетия медиками были разработаны вакцины против многих острых инфекционных заболеваний, уносивших до этого тысячи жизней и бывших основными причинами ранней смертности. Люди стали дольше жить, но не перестали болеть, и характер этих болезней радикально изменился. Медицина столкнулась с массовым распространением хронических заболеваний, часто не поддающихся окончательному излечению и существенно влияющих на образ жизни пациента и его социальные связи. В результате трансформации структуры заболеваемости существенно трансформировалась и роль профессиональной медицины. Врачи утратили монополию на знание об уходе за больным и его потребностями, поскольку хронические больные и их близкие вынуждены повседневно самостоятельно справляться с болезнью и получать о ней необходимые знания. Перераспределение ролей в отношениях врача и пациента повлияло на всю систему здравоохранения в целом. Одним из наиболее существенных социальных процессов в области здравоохранения становится появление в семидесятых годах XX века движений за права пациентов, а также институционализированных групп взаимопомощи. Число подобных организаций в Западных странах с каждым годом возрастает (Muller-Mundt 2003; Gartner, Riessman 1984). Интеракция в этих группах является сегодня важнейшим источником информации для многих больных, зачастую заменяющим консультацию с профессиональным врачом. На пост-советском пространстве процесс образования подобных формализованных групп взаимопомощи практически не наблюдается (или наблюдается в особых случаях, отдельно отмеченных в диссертации), что связано с рядом исторически сложившихся социально-экономических факторов, в частности, с отсутствием ресурсов и недостатком институционального доверия. В нашей
12
институциональные правила, и определяют доступ индивида к тем или иным ресурсам, в то время как в Германии формализованные правила играют большую роль. Таким образом, неформализованные сети являются предметом исследования, возникшим для изучения специфических для российского общества явлений, и рассматриваются на материале, полученном в России и в эмигрантских сетях в Германии.
Методологические и теоретические основы исследования
Для анализа социальной интеракции в ситуации болезни нам кажется наиболее верным использовать одновременно три теоретических подхода, взаимно дополняющих друг друга: концепцию роли больного Толкотта Парсонса, концепцию стигмы Ирвина Гофмана и феноменологическую концепцию жизненного мира. Принято считать, что жесткий системный подход Парсонса противоречит «мягкому» герменевтическому подходу Гофмана. Однако, с точки зрения нашей темы они имеют много общего: как Парсонс, так и Гофман рассматривают болезнь в качестве девиации, на которую общество реагирует, налагая на больного определенные санкции. Различия заключаются лишь в том, что по Парсонсу больной является исполнителем роли, а по Гофману - ее режиссером, противопоставление больного нормальному при этом остается неизменным. В связи с этим, как функционализм Парсонса, так и интеракционизм Гофмана, рассматривается нами критически, поскольку ситуация болезни предполагает не столько исключение и подавление больного, сколько его включение в повседневные практики и нормализацию, интеграцию особенно если речь идет о хроническом заболевании.
Анализ индивидуального социального самосознания рассматривается нами с точки зрения феноменологической концепции жизненного мира. На этом уровне анализа мы рассматриваем, как болезнь в качестве биографической ситуации повлияла на восприятие информантом пространства, времени и собственной деятельности. В качестве теоретической основы этого анализа мы
13
используем концепт множественности социальных миров Альфреда Шюца и работы медицинских антропологов.
Таким образом, привлекая различные теории для описания предмета нашего исследования, мы, в первую очередь, ориентируемся на системный подход в его широком научном понимании.
Социальная интеракция - это непрерывное производство социальных ролей и непрерывный процесс исполнения ряда повседневных практик. Формирование социальных сетей является одной из стратегий интеракции по поводу болезни. Социальная сеть представляет собой совокупность индивидов, связанных друг с другом напрямую или через третьих лиц, и не обязательно знакомых друг с другом. Понятие социальных сетей сформировалось в 1960-70е годы благодаря работам Марка Грановеттера (Mark Granovetter 1973, 1983), Клода Фишера (Claude Fischer 1982), Элизабет Ботт (Elisabeth Bott 1957) и других социологов. Особый интерес для этих исследователей социальные сети представляли в качестве структур доступа к определенным социальным ресурсам: трудоустройству (Грановеттер), взаимной поддержки (Фишер), информации (Ботт) и так далее. В современной социологии подчеркивается особая роль социальных сетей в формировании доверия - как институционального, так и неформального. В частности, социальные сети рассматриваются как необходимое условие для формирования социального капитала (Putman 1993, Tilly 1998, Gibson 2001, Rose 1998). В этом контексте выделяют сильные и слабые сети. Сильные сети представляют собой систему прочных личных связей (через дружбу или родство), в то время как слабые являются системой опосредованных знакомств, где социальное взаимодействие осуществляется через брокерство (посредничество). В качестве основных функций социальных сетей любого типа следует указать взаимную поддержку и обеспечение доступа к каким-либо ресурсам. В целом, можно выделить четыре ключевые характеристики социальных сетей: