Ви є тут

Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования : по материалам анализа школьных учебников

Автор: 
Окольская Лидия Александровна
Тип роботи: 
по материалам анализа школьных учебников
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
176
Артикул:
192341
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК* КАНАЛ ТРАНСЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ••••»••«•••••«•••••••••««•••••»••••••••••••••••«•••••»«в16
§1.1. Классический 1 юрмативистский 1 юлход к изучи 1ию школы юго образования
16
§ 1.2. Организация школы и учебного процесса как фактор трудовой социализации 21
1.2.1. Новые социологические подходы к изучению школьного поряОка..........21
1.2.2. Исторический экскурс: эволюция европейской школы сквозь призму социологии школьного поряОка.....................................................28
§ 1.3. Социология учебной шчмраммы (сишсишм) и исследова1 тя цешюспю-IЮРМАТИВНОГО СОДЕРЖА! (ИЯ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВА! (ИЯ..............36
1.2.1. Учебная программа как предмет социологического анализа..............26
1.3.2. Специфика учебной программы российской школы........................42
§ 1.4. Ценности и нормы, входящие в состав трудовой идеологии, как основа
ЦЕННОСТНО-1 ЮРМАТИВНОГО СОДЕРЖА! (ИЯ УЧЕБ! 1ИКОВ.............................50
§ 1.5. ЦШЛ( ЗАДАЧИ ИССЛГ.ДОВА! (ИЯ. 0СНОВ1 (МИ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..........61
ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ В СОДЕРЖАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОД И ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ____________________________64
§ 2.1. Эмпирическая база и обоснование выборки...............................64
2.1.1. Выбор временных срезов..............................................65
2.1.2. Выбор издательств...................................................66
2.1.3. Выбор школьных предметов............................................68
2.1.4. Выбор ступени обучения..............................................71
§ 2.2. Метод исследования....................................................71
§ 2.3. ПИЛОТАЖ и гипотезы исследования.......................................73
ГЛАВА 3. ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ В СОДЕРЖАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.............................74
§ 3.1. Трудовые I цл п юсти в официальной концепции школьных предметов: анализ
1ЮРМАТИШ (ЫХ АКТОВ...........................................................74
3.1.1. Советский период (1982-83 гг.)......................................74
3.1.2. Современный период (2000-05 гг.)....................................76
§ 3.2. РЛСПРСЮТРАПЕШЮСТЬ «ТРУДОВЫХ» ПОСЛАНИЙ В ТЕКСТАХ УЧЕБ! ШКОВ............79
3.2.1. Динамика частоты «трудовых» посланий: 1980-е и 2000-е гг......83
3.2.2. Дифференциация современных изданий по частоте «трудовых» посланий. 83
§ 3.3. Анализ персонажей как носителей «трудовых» посланий............91
3.3.1. Позитивная оценка труда.......................................92
3.3.2. Субъекты труда: пол и возраст персонажей......................99
3.3.3. Место труда: село и город....................................102
3.3.4. Природа как контекстуальная рамка труда......................105
3.3.5. Характер труда и сферы занятости............................108
3.3.6. Трудовая мотивация и достижения..............................117
3.3.7. Режим труда и ценность порядка...............................139
3.3.8. Индекс трудовых достижений...................................144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________ 150
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... ................................................. 157
СПИСОК УЧЕБНИКОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ .................................. 172
ПРИЛОЖЕНИЕ____________________________________________________________ 175
V#
3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КАНАЛ ТРАНСЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В данной главе проводится обзор социологических подходов к изучению образования как канала трансляции трудовых ценностей и норм. Исследования по социологии школьного порядка раскрывают взаимное соответствие и взаимосвязь социальных институтов образования и труда. Ценностно-нормативный изоморфизм институтов труда и образования иллюстрируется на историческом материале. Социология учебной программы ((сигпсЫит) нацелена на анатиз ценностно-нормативного содержания школьных предметов; эта же задача стоит и перед междисциплинарными исследованиями образовательного канона. Показано, как эти теоретикометодологические инструменты могут быть использованы в изучении ценностно-нормативного содержания российского школьного образования. Специатьный раздел посвящен выделению основных категорий анализа — ценностей и норм, входящих в состав различных трудовых идеологий. Завершается глава постановкой целей и задач исследования, а также определением его основных понятий.
§ 1.1. Классический пормативистский подход к изучению школьного образования
Вклад школьного образования в социализацию человека стал осознаваться в западной культуре довольно давно. Со времен Реформации обучение чтению в европейских и американских школах велось на основе библейских текстов, предполагая восприятие содержащихся там ценностно-нормативных посланий4. В XVII веке обучение в школе рассматривалось как способ социализации широких слоев общества и передачи им религиозных и трудовых ценностей5.
В.И. Шамшурин, ссылаясь на А С. Хомякова, сообщает, что и в России использование букварей как средства морального воспитания учащихся имеет долгую историю. Уже церковнославянская азбука, оперируя ключевыми буквами-понятиями, создавала для читателя объяснительную, философскую картину мира6. Педагогическая мысль охватывала не только методы обучения тем или иным
4 Понксеиц Т. Политическая социология образовательных реформ: Власть/знание в образовании, подготовке учителей и исследовании. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. B.C. Собкииа. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. С. 83-85.
5 См., наир., Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. С. 304-311.
0 Шамшурин В И. "Новации* и традиции в отечественном образовании // Человек. 2003. № 4. С. 49.
16
школьным предметам, которые не случайно стали называть дисциплинами, но и способы воздействия на нравственность учеников. В конце XIX в., когда начальное и среднее образование в большинстве европейских стран, в том числе и в России, стало приобретать массовый характер7, рефлексия образовательных деятелей сформировала еще одну отрасль научного знания — социологию образования.
Своего рода предысторией социологии образования следует считать работы пея&гогов-мораттов конца XIX и начала XX столетии. Данное направление социальной мысли основывалось на убеждении, что нравственное совершенствование личности происходит главным образом через обучение в школе. В связи с этим образованию придавалась функция формирования «идеального человека», а школа как учреждение обретала статус панацеи, уникального инструмента для разрешения социальных проблем8. В моралистских концепциях относительно образования присутствовали как дескриптивные, так и нормативные и оценочные элементы; фактически вместе с научным видением проблемы они предлагали этические, ценностные приоритеты. Постепенно доля морализаторства снижалась, а описательные и аналитические элементы стали преобладать, приближаясь к стандартам научного знания. Идеализм не помешал разработке теоретических концепций, педагогических методов и предложений по реформированию образования, воспринятых научным сообществом и государственными деятелями. Например, классик российской педагогики К.Д. Ушинский рассматривал школу как одну из основных форм социализации к придавал высокое значение трудовой социализации детей9. По его мнению, в развитии трудолюбия заключается одно из условий формирования полноценной личности. Ушинский считал, что дети должны выполнять разнородную работу', так как монотонность и повторяемость действий утомительны и даже вредны для них. Чередование физического и умственного труда он полагал обязательным условием
13 1880 г. п России насчитываюсь около 23 тыс. начальных школ; к 1903 г. их число возросло до 41,4 тыс. 13 18% г. в начальных школах обучалось 3,4 млн человек. Бесплатное начальное образование стало обязательным в 1908 г. В 1913 г. в России действовало 130 тыс. начальных и средних школ (среди которых большинство составляли мало комплектные сельские школы). См.: Стрелкова И. Государство и школа //Наш современник. 2000. № 8. С. 176; Филонепко Т.В. Люди. События. Факты. Развитие школьного образования в России п начале XX века // Вопросы истории. 2004. Ха 9. С. 139-141.
8 Такую точку зрения можно найти, в частности, у американских образовательных деятелей 1930-х гг. См.: Voolker P.P. Schools should serve society // Journal of educational sociology. 1935. Vol. 8. No. 7. P. 406-411.
9 См.: Са.тгаиов E.H. История школы и педагогики. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Упишского//Педагогика. 2004. №4. С. 56-62.