Ви є тут

Модели функционирования современных российских СМИ : институциальный подход

Автор: 
Ивченкова Мария Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298960
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
1.1. СМИ в контексте основных социологических концепций
1.2. Основные функции СМИ в условиях становления и развития информационного общества
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
2.1. Специфика становления российских СМИ как социально-политического института
2.2. Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что функционирование современного социума обеспечивается его сопряженностью с институциями гражданского общества. Лишь люди, способные осознавать, эксплицировать и отстаивать свои интересы, могут быть реальными, а не фиктивными субъектами общественной жизни. Одним из важнейших посредников в отстаивании интересов населения, инструментом их «просвещения», каналом взаимосвязи общества и властных институтов выступают средства массовой информации. Сегодня российские СМИ не просто распространяют информацию. Ими, во многом, задается русло социальных, политических, экономических и социокультурных изменений в обществе.
Проблемность научной рефлексии СМИ как социального института актуализируется тем, что в условиях глобальной информатизации современного общества характер восприятия, и, следовательно, уровень эффективности деятельности СМИ базируется на сопряженности с общей тенденцией субсидиарности (усилении фокусирования внимания на значимости и ценности личности и ее свободы выборов практик повседневного поведения) во всех сферах жизнедеятельности мирового и отечественного социума, когда характер различных моделей поведенческих практик личности, социальных групп, аудиторий обусловлен социокультурным плюрализмом, спецификой статусной, политической, национальной самоидентификацией и уровнем релятивизма массового сознания. В этих условиях СМИ выступают в различных взаимосвязанных социально-политических ипостасях - как стилеобразующий фактор формирования интериоризированной аксиологической структуры, стереотипов поведения реципиентов, значимый маркер, артикулятор мотивационных интересов различных групп, индикатор социально-политического взаимодействия власти и социума, регулятор изменения
3
позволяет сконструировать три авторских модели влияния СМИ на различные категории населения.
Положения выносимые на защиту.
1. Дискурс концептуальных конструктов позволил выявить две традиционных точки зрения на СМИ как социальный или политический институт. Однако, современные средства массовой информации функционируют в иоле пересечения локальных и глобальных социальных, политических, экономических, социокультурных и прочих конструктов и играют важную гносеологическую, регулятивную и практическую роль в информационном и аксиологическом формировании общественного мнения социума. Тем самым, актуализируется необходимость рассмотрения средств массовой информации как результата интегрирования признаков как социального, так и политического института.
2. СМИ представляют собой сложный, многоуровневый, поливариантный многоцелевой социально-политический институт, отличающийся открытостью передачи информации, совокупностью специальных технологий, однонаправленностью взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, публичностью непрямых взаимодействий коммуникационных партнёров, разделенных пространством и временем, невозможностью перемены их ролей, непостоянным, дисперсивным характером аудитории.
3. В современном обществе СМИ, по мнению автора, выполняют 4 взаимосвязанных разнонаправленных, многоаспектных группы функций: 1) информационная функция (включающая инновационный, стабилизирующий, трансформирующий, воспроизводящий и распространяющий вектор направленности информационного поля); 2) образовательная, связанная с социализацией (включающая такие направления воздействия, как политизация, консюмеризм, социокультурное просветительство, а также интерпретативнность, манипулятивность); 3) регулятивная функция (имеющая прямое, обратное, внутреннее направление реализации и проявляющаяся через интеграцию или дифференциацию аудитории на
16
относительно гомогенные группы); 4) коммерциализация, которая, превращая средства массовой информации в бизнес-структуры, во многом предопределяет особенности корпоративной стратегии СМИ, их ресурсный потенциал развития.
4. В отличие от западных СМИ, возникших «снизу» естественным путем в ответ на актуализацию потребностей торговых и прочих слоев населения и потому сформировавшихся как социальный институт, российские СМИ изначально возникли по инициативе властных структур как социально-политический институт. Поэтому они отличались зависимостью и строгим контролем от власти и неравновесностыо функционального распространения информации. В них доминировала инструментальная функция канала воздействия на общественное мнение, проводника государственной (императорской, советско-партийной) власти в обществе. Потенциал СМИ как четвертой власти и канала влияния общественного мнения на деятельность государственных, партийных и иных политических структур реализовывался в меньшей степени (за исключением периодов социально-политических кризисов: первой русской революции, февральской революции и перестройки конца XX века).
5. В условиях переходности и становления рыночного информационного общества в нашей стране трансформация института СМИ проявляется в усилении его внутренней разнородности. Реализация всего многообразия функций СМИ во многом зависит от гравитационного поля, образованного, в основном, соотношением рекламных денег и средств, полученных от органов государственной власти различного уровня. В зависимости от этих маркеров выделяется 4 модели функционирования современных российских СМИ -патерналистская, переходная, рыночная, конфронтационная, различающиеся по организационным формам, доле государственной собственности, уровню финансовой независимости, технологического и профессионального развития, степени конфликтности, особенностям корпоративной стратегии,
17