Ви є тут

Инновации в образовании: процесс организационных преобразований : Социологический аспект

Автор: 
Илюхина Любовь Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000259264
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
Глава I. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ».......................... 14
1.1. Становление инновации как социального механизма 16 организационных преобразований....................
1.2. Проблемы инновационной трансформации образова- 36
тельного пространства........................
Выводы к главе I............................. 47
Глава II. ИННОВАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.. 49
2.1. Критерии классификации инноваций в образовании ... 51
2.2. Инновационная деятельность - способ развития обра- 70
зования .....................................
Выводы к главе II.............................. 89
Глава III. СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТА ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВА- 91 НИИ...................................................
3.1. Инновационный тип личности..................... 92
3.2. Коллективный субъект инновации в системе образова- 106
ния..........................................
Выводы к главе III............................ 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 124
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА- 128 ТУРЫ.......................................................
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На пороге XXI века становятся все более очевидными тенденции смены ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие. Общецивилизационный сдвиг, совпадающий с переходом человечества в следующий век, вызывает к жизни не только изменение условий и соответствующих им способов организации деятельности человека. Ярко проявляет себя тенденция смещения основных источников создания национального благополучия с использования природных ресурсов, физического, низкоаккумулятивного труда и финансового капитала к максимальному включению наукоемких технологий и интеллектуального потенциала. Иначе говоря, возможности развития стран измеряются и прогнозируются, исходя из приоритета человеческого фактора, а за основу оценки степени развитости отдельной страны берется ее способность к полноценному включению человеческого потенциала. Так, среди основных критериев оценки этого параметра, наряду с валовым национальным продуктом, продолжительностью жизни в индекс развития попадает образование.
Практически во всех странах, хотя и разновременно, идет перманентный процесс совершенствования или реформирования национальных систем образования на всех ее уровнях. Причем, в разных по своим философским, мировоззренческим основаниям исследованиях содержится принципиальное согласие с основным критерием современной образовательной реформы. «Нельзя рассматривать образование как придаток функции производителя квалифицированной рабочей силы или судить о чьем-то успехе по количеству детей и взрослых, получивших знания», - утверждает Жак Аллак, директор Международного института планирования образования. Если образование считается правом человека, то потому, что оно ведет к развитию творческих способностей человека, углублению участия в экономических, социальных и культурных отношениях в обществе и, естественно, к более эффективному вкладу в развитие человечества1. Российский исследователь проблем образования Б.С. Гершун-ский отмечает, что «общемировой кризис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан отнюдь не только с недостаточной эффектив-
1 Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.. 1993. С. 17
»3
Структура диссертации определяется как поставленной целью и задачами исследования, так и логикой реального инновационного процесса во всей полноте его взаимосвязей и деятельностей в образовательном пространстве. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 206 источников. Общий объем диссертационного исследования составил 141 страницу машинописного текста.
и
Глава I. Генезис понятия «инновация»
Своеобразный инновационный взрыв, определивший мощный импульс развития, в первую очередь, технической, экономической и социальной сфер деятельности ведущих стран мира, привлёк внимание как к теоретическим основаниям исследования инноваций, формирующихся в рамках макросоциологии, так и существенному росту эмпирического анализа инновационных процессов с точки зрения логики и механизмов инновации, степени их влияния на различные компоненты организации социальной среды.
Однако, существенно засоряют понятийно-терминологическое поле, с одной стороны, не всегда строгое и последовательное обращение исследователей к работам основателей концепции инноватики как особой сферы теории и практики, позволяющей выявлять и учитывать объективные законы, закономерности и принципы действия различных социальных субъектов в целях управления развитием, с другой, широкое увлечение неадаптированными к российской ментальности и действительности инновационными моделями и технологиями, заимствованными из зарубежных источников. Добавим к этому явно обозначившуюся тенденцию к тому, что переживающая кризис теория, выплёскивая протуберанцы поисков в другие сферы научного знания и заимствуя хорошо работающую там терминологию, неадекватно к собственному предмету переносит её в ранг категорий, за которыми скрывается другая сущность. Бывает и совсем наоборот, когда якобы сущностное оформление явления множится терминологически.
Одним из таких наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений и стала «инновация.» По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского т- в и поуцб-новое), а вот содержательное применение и смысловая интерпретация безбрежно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д.
Между тем, «мышление и язык образуют своего рода генератор полезной информации, двигатель социального прогресса в направлении всё более